Вход пользователя
Краткое пояснение шубухата
بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Пишу это и это является лишь кратким разьяснением..
Что касается того, чем был суджуд ангелов Адаму, мир ему.
Говорит имам аль Багави:
وقوله: { اسجدوا } فيه قولان: الأصح أن السجود كان لآدم على الحقيقة، وتضمن معنى الطاعة لله عز وجل بامتثال أمره، وكان ذلك سجود تعظيم وتحية لا سجود عبادة، كسجود إخوة يوسف له في قوله عز وجل "وخروا له سجدا" ولم يكن فيه وضع الوجه على الأرض، إنما كان الانحناء، فلما جاء الإسلام أبطل ذلك بالسلام وقيل: معنى قوله { اسْجُدُوا لآدَمَ } أي إلى آدم فكان آدم قبلة، والسجود لله تعالى، كما جعلت الكعبة قبلة للصلاة والصلاة لله عز وجل.
"Слово Аллаха: "Сделайте суджуд.." – в нём есть два мнения.
Более достоверное: что это был суджуд именно Адаму, и включал себя смысл подчинения Аллаху, Свят Он и Велик, выполняя Его приказ, и этот суджуд был возвеличиванием и приветствием, а не суджудом поклонения, и был подобен суджуду братьев Юсуфа ему, как это в слове Аллаха: "И склонились они перед ним в суджуде" (Юсуф, 100), и не было в нём ложения лица на землю, а было лишь наклоном. И когда пришёл Ислам, он отменил это приветствие.
И было сказано: смысл слов Аллаха:" Сделайте суджуд Адаму.." – то есть, в сторону Адама, и Адам был Киблой, а суджуд был Всевышнему Аллаху, подобно тому, как Кааба установлена киблой для молитвы, а молитва совершается для Аллаха, Свят Он и Велик"
Источник: "Маалим ат Танзиль", 1-81
Поэтому, аналогия между суджудом приветствия, который совершили ангелы в отношении Адама, и между суджудом поклонения, который делают мушрики– аналогия с разницами, а как известно, разница между тем с чего делают аналогию, и тем на что делают аналогию – портит аналогию.
Также из разниц, между мушриком, поклоняющимся деревяшке, и приветствием ангелов Адаму:
1. То, что ангелы совершая наклон приветствия Адаму, выполняли прямой приказ Самого Всевышнего и Могучего Аллаха, который являлся таким вне всякого сомнения, и ему не могло ничего противостоять.
Что же касается мушрика, то как очевидно из картины, представленной оппонентом, он находится среди мусульман, что значит, что до него дошли Коран и Сунна, которые ясным текстом запрещают суджуд не Всевышнему Аллаху, и являются предельно ясными в этом, намного перевешивая "хадис" который привели ему заблудшие. И недостоверно тут для оппонента оправдывать его таклидом, потому что недостоверен в этих вещах таклид, так как познание Аллаха, и уединение Его в поклонении – вещи в которых недопустим таклид, и нет там смысла для таклида так как они предельно разьяснены и понимаемы в Коране и Сунне, не говоря уже про фитру, разум и всё остальное. И если он отворачивается от изучения основы своей религии, без которой она недостоверна, и слушает заблудших, то виноват в этом лишь он сам.
Что же толкнуло ученых к тому чтобы обьяснить таким образом суджуд ангелов и различить – так это хотя бы то, что невозможно чтобы Всевышний Аллах приказывал к чему то, что затем делал куфром, и необходимость, чтобы в этом была разница. И как они провели эту разницу – пошли двумя главными путями, о которых упомянул имам аль Багави.
Те же, кто не провели эту разницу и сделали суджуд братьев Юсуфа и суджуд ангелов Адаму и суджуд деревяшке одной и той же вещью – впали в большую проблему, о которой поговорил аль Карафи.
Сказал аль Карафи: "Согласны все люди, что земной поклон идолу унижаясь и возвеличивая его – куфр, а если подобное случится между сыном и отцом, или с авлия и учеными – то это не будет куфром. И провести разницу между этим и тем – крайне трудно.
И если сказать – суджуд отцу и алиму подразумевается под ним приближение ко Всевышнему Аллаху, и поэтому это не будет куфром.
То будет отвечено: также и суджуд идолу, они говорили: "Мы поклоняемся им, лишь чтобы они нас приблизили к Аллаху", и они ясно сказали что хотят приблизиться ко Всевышнему Аллаху этим суджудом.
А если будет сказано: "Аллах приказал возвеличивать ученых и отцов, и не приказал возвеличивать идолов, однако запретил это, поэтому это будет куфром"
То будет отвечено: если оба этих суджуда в этих двух случаях будут одинаковы во вреде – то невозможно в традиции Аллаха, чтобы он приказал к тому, что является куфром в других случаях, согласно Слову Всевышнего Аллаха: "Он не доволен для своих рабов куфром" – то есть, не узаконивает куфр религией. И смысл этого, что действие которое несет в себе вред куфра – Аллах не разрешает его и не узаконивает, поэтому нельзя сказать, что Аллах узаконил это касательно отцов, и ученых, но не идолов. И сущность куфра сама по себе известна до Шариата, и не извлекается из Шариата, и не отменяется его сущность Шариатом, и не становится не куфром. Поэтому очень трудно различить между этими двумя случаями, и шейх Иззудин Ибн Абд ас-Салям крайне затруднялся в этом месте, и говорил об огромной проблеме в нём"
Источник: "аль-Фурук", 2-10
Однако это проблема для учёных, но не для оппонентов в этом вопросе. Ученые же передают иджма на единогласие Пророков в Таухиде.
Аль-Куртуби сказал:
ولا خلاف أن الله تعالى لم يغاير بين الشرائع في التوحيد والمكارم والمصالح، وإنما خالف بينهما في الفروع حسبما علمه سبحانه
"Нет разногласий у учёных, что Всевышний Аллах не менял ничего в своих Шариатах в таухиде, нравах, и пользах, однако он различил в различных Шариатах в ответвлениях согласно Его Знанию, Свят Он и Велик"
Источник: "Тафсир аль Куртуби", 16-164
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали:
جميع الرسل كان دينهم الإسلام، ولهذا ثبت في "الصحيح" عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: "إنا معاشر الأنبياء ديننا واحد" فإنهم كلهم متفقون عَلَى أصول التوحيد وتوابعه، وإنما تختلف شرائعهم في الأحكام العملية التي يسميها كثير من الناس الفروع، وتنوع الشرائع في ذلك كتنوع الشريعة الواحدة التي فيها ناسخ ومنسوخ.
"Религией всех Посланников был Ислам, и поэтому пришло достоверно в "Сахихе" от Пророка, мир ему, что он сказал: "Мы, Пророки - наша религия одна". Все они единогласны на основах Таухида и тем, что его сопровождает - а отличаются их Шариаты лишь в ахкамах связанных с действиями, которые многие люди называют "ответвлениями". И разнообразие Шариатов в этом разделе ответвлений - подобно разнообразию одного Шариата в котором есть отмененное и отменившее"
Источник: "Маджму расаиль Ибн Роджаб", 2/556
Аллах знает лучше