Вход пользователя
05 Июля 2016
Статья о некоторых ахкамах связанных с ид молитвой
1. Как сподвижники и саляфы поздравляли друг друга с праздником
Сказал Джубейр Ибн Нуфейр, один из табиинов:
كان أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا التقوا يوم العيد يقول بعضهم لبعض: تقبل الله منا ومنك
"Сподвижники Посланника Аллаха, мир ему, когда встречались в день Ида, говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от вас!" /Такаббаля Ллаху минна уа минкум/
Источник: "Аль-Джуз фи ат-тахния", 33, Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал иснад хорошим
Сказал имам аль-Аджурри:
هُوَ فِعْلُ الصَّحَابَةِ وَقَوْلِ الْعُلَمَاءِ
"Это действие сподвижников, и слово ученых"
Источник: "Аль-Инсоф", 4/153
Сказал имам Абу Дауд:
سَمِعْتُ أَحْمَدَ، " سُئِلَ عَنْ قَوْلِهِمْ يَوْمَ الْعِيدِ: تَقَبَّلَ اللَّهُ مِنَّا وَمِنْكَ؟ ، قَالَ: أَرْجُو أَنْ لَا يَكُونَ بِهِ بَأْسٌ ".
"Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль был спрошен о слове некоторых людей в день праздника: "Такаббаля Ллаху минна уа минк" (Да примет Аллах от нас и от тебя), и он ответил: "Надеюсь, что в этом нет проблем"
Источник: "Масаиль Аби Дауд", стр. 89
2. Желательность дарить подарки на Ид
Подарки детям или друг другу на 2 праздника Ислама являются узаконенными и той вещью на которой сложилась традиция мусульман.
И это с нескольких сторон:
1. То что сам по себе подарок - дозволенная и хорошая вещь, и это ещё более вырастает в дни праздников мусульман - дни когда желательно выявление радости и поздравления друг другу, и дарение подарков тоже входит сюда
2. Передал имам Абдуль Малик Ибн Хабиб аль Андалуси (174 - 238 г.х.) иджма мусульман на считание хорошим "аль-ахтар" - подарков которые дети дарят своим учителям на праздники Ид, заворачивая их в сверточки, сказав о них:
لم يزل مستحسنا فعله في أعياد المسلمين
"Не переставало считаться хорошим делать такие подарки в праздники мусульман"
Источник: "Аль Джами фи кутуб адаб аль муаллимин", Адиль аль Хамдан, стр. 353
И если это о подарке детей учителю - то что же говорить о подарках самим детям?
3. Пришло от Аиши, что она сказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки рабыни, певшие песню о том чем похвалялись друг перед другом ансары в день битвы Авс против Хазрадж, и они не были профессиональными певицами". И вошел Абу Бакр и резко спросил меня: "Свирель шайтана в доме у Пророка?!" Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь у каждого народа есть свой праздник, а это наш праздник". аль-Бухари, Муслим
Сказал имам Ибн Роджаб в шархе этого хадиса:
الرخصة للجواري في يوم العيد في اللعب والغناء بغناء الأعراب. وإن سمع ذلك النساء والرجال
"В этом хадисе довод на дозволенность для рабынь в день праздника играть и петь песни бедуинов, даже если это слышат и мужчины и женщины"
Источник: "Фатх аль бари", 8/426
И если это так, то если для детей в день праздника чтобы порадовать их было дозволено то, что обычно нежелательно и запретно, то что же говорить про то что желательно и обычно?
Таким образом желательно дарить им подарки и радовать их, и нет проблем дарить подарки и не только детям.
3. Желательно совершение полного омовения перед отправкой на молитву 'Ид
Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
ذِكْرُ الِاغْتِسَالِ يَوْمَ الْعِيدِ رُوِّينَا عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ، أَنَّهُ كَانَ يَغْتَسِلُ فِي الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى، وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ يَغْتَسِلُ يَوْمَ الْفِطْرِ قَبْلَ أَنْ يَغْدُوَ يُسْتَحَبُّ ذَلِكَ، وَلَيْسَ بِوَاجِبٍ يَأْثَمُ مَنْ تَرَكَهُ
"Раздел о совершении полного омовения (гусля) в день Ида
Нам передали от Али Ибн Аби Толиба, что он делал гусль в день Ид аль Фитр и Ид аль Адха. И Ибн Умар совершал полное омовение перед выходом на праздничную молитву..
И это - желательно, и не является обязательством которое кто оставит будет в грехе"
Источник: "Аль-Авсат", 4/293
И Ибн Абдуль Барр передал единогласное мнение факихов саляфов о желательности этого, см. "Аль-Истизкар", 2/378
4. Сунна - нарядно одеваться и душиться, выходя на праздничную молитву
Сказал имам Абу Бакр Ибн аль-Мунзир:
قَالَ أَبُو بَكْرٍ: وَيُسْتَحَبُّ أَنْ يَلْبَسَ فِي الْعِيدَيْنِ مِنْ صَالِحِ ثِيَابِهِ كَمَا يَلْبَسُ فِي الْجُمُعَةِ، وَرُوِّينَا عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّهُ كَانَ يُصَلِّي الْفَجْرَ يَوْمَ الْعِيدَيْنِ عَلَيْهِ ثِيَابُ الْعِيدِ
وَقَالَ مَالِكٌ: سَمِعْتُ أَهْلَ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ الزِّينَةَ وَالتَّطَيُّبِ فِي كُلِّ عِيدٍ، وَكَانَ الشَّافِعِيُّ يَسْتَحِبُّ ذَلِكَ
"Желательным является чтобы человек одевал на молитвы двух праздников что-то из своих хороших одежд, подобно тому как одевает на джума-молитву.
Нам передали от Ибн Умара, что он молился фаджр в день двух молитв, и на нём уже были одеты одежды для 'Ида
Сказал Малик: "Я слышал ученых, как они считали желательным нарядно одеваться и душиться для праздничной моитвы"
И аш Шафии также считал это желательным"
Источник: "Аль-Авсат", 4/304
5. Сунна - выходить на молитву 'Ид пешком
Передал имам Ат Тирмизи с хорошим иснадом от Али Ибн Аби Толиба, что он сказал:
مِنَ السُّنَّةِ أَنْ تَخْرُجَ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا . قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ. وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا الْحَدِيثِ عِنْدَ أَكْثَرِ أَهْلِ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ أَنْ يَخْرُجَ الرَّجُلُ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا وَأَنْ وَيُسْتَحَبُّ أَنْ لاَ يَرْكَبَ إِلاَّ مِنْ عُذْرٍ
"Из Сунны - выходить на праздничную молитву пешком"
Скажу я, Абу Иса (ат-Тирмизи): "Это хороший хадис, и по нему действуют большинство ученых, они считают желательным выходить на праздничный намаз пешком.. и желательно не садиться на средства передвижения, кроме как при оправдании"
Источник: "Джами ат Тирмизи", 2/417
6. Награда за выход на молитву Ид аль Адха равняется награде добровольного хаджжа
Сказал имам Абдур-Раззак ас-Сан'ани в своем "Мусаннафе":
عَنِ ابْنِ التَّيْمِيِّ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ مِحْنَفِ بْنِ سُلَيْمٍ، وَكَانَتْ لَهُ صُحْبَةٌ قَالَ: «خُرُوجُ يَوْمِ الْفِطْرِ يَعْدِلُ عُمْرَةً، وَخُرُوجُ يَوْمِ الْأَضْحَى يَعْدِلُ حَجَّةً»
"От Ибн ат Тейми, от его отца (Сулейман Ибн Тархан, один из больших табиинов), от Михнафа Ибн Сулейма, сподвижника Пророка, мир ему, что он сказал: "Выход на молитву Ид аль Фитр равняется (в награде) Умре, а выход на молитву Ид аль Адха равняется хаджжу"
См. "аль-Мусаннаф", 5666, и все передатчики иснада достоверные
7. Азан и икамат на праздничную молитву - нововведение
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
ولا خلاف بين أهل العلم في هذا، وأن النبي - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - وأبا بكر وعمر كانوا يصلون العيد بغير أذان ولا إقامة قال مالك: تلك السنة التي لا اختلاف فيها عندنا واتفق العلماء على أن الأذان والإقامة للعيدين بدعة ومحدث.
"Нет разногласий среди ученых в этом - что Пророк, мир ему, и Абу Бакр и Умар молились праздничную молитву без азана и икамата.
Сказал Малик: "В этой Сунне у нас нет разногласий"
И ученые единогласны что азан и икамат для праздничных молитв - нововведение и внесенное в религию"
Источник: "Фатх аль Бари", 7/72
8. Праздничная молитва делается ДО хутбы а не после
Распространенное нововведение - читать праздничную хутбу до молитвы. Это противоречит Сунне Пророка, мир ему, и является скверным новшеством.
Передал аль-Бухари, от Джаира, что Пророк в ид аль-фитр начал с молитвы до хутбы. (Бухари, 958, Муслим, 885)
И ввел молиться после хутбы - Марван, и сподвижники очень порицали его за это новшество.
Сказал имам Абу Умар Ибн Абдуль Барр: "Достоверно и утверждено от Пророка, мир ему, и от праведных халифов, наставленных на прямой путь после него - что они молились до хутбы в два праздника, и не делали азан и икамат.
И на этом - фетва всех факихов в Хиджазе, Ираке, и это мазхаб Малика, Аш-Шафии, Абу Ханифы, и их последователей, ас-Саури, аль-Аузаи, Хасана ибн Хай, УбейдуЛлаха ибн Хасан, Усмана аль-Битти, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака ибн Рахавейхи, Аби Саура, Аби Убейда, Дауда аз-Зохири, и ат-Табари - все они не считают, что в молитве двух праздников можно делать азан и и камат, и молятся до хутбы" см. "Аль-Истизкар", 2/10-11
Да примет Аллах от нас и от вас!