Вход пользователя
03 Июля 2010
Что делать с намазом, оставленным без оправдания.
Сказали джумхур, что нужно восполнять пропущенный намаз, даже если пропустил его без уважительной причины (например, лень или слабость имана т.е. без серьезной причины). Это мазхаб Абу-Ханифы, Малика, Шафии, аш-Шаукани и др.
Абу-Ханифа и Малик сказали, что если пропущенных намазов пять или меньше, то нужно восполнять их, отложив тот намаз время, которого сейчас зашло, а если больше пяти, то сначала тот намаз, который пришел, а потом те которые в долгу.
И сказали, что он должен восполнить потому, что пропустил то, что ему приказано делать, и он берет грех и должен восполнить пропущенный намаз (или несколько, смотря сколько пропустил) по той причине, что он стал должен. Подобно тому, как женщина спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Можно ли делать хадж за маму?», и он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если бы на твоей матери был бы долг, ты бы выплатила? Так Аллах больше прав имеет на то, чтоб Его долги исполнялись?» Аль-Бухари 1852.
Но если оставил намаз по серьёзной причине, то не берет греха, но все равно должен восполнить, сказал пророк да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто забыл про намаз или проспал, то пусть восполнит, как вспомнит...». Аль-Бухари и Муслим.
И джумхур сказали: «Он оставил намаз и он остался у Аллаха в долгу, как если бы ты дал в долг человеку деньги и обязал его, что он отдаст долг через месяц. Месяц прошел, но он не вернул долг, все равно долг остается, и должник поступил неправильно (не выполнил в оговоренный срок). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал поклонение долгом». Смотри «Неиль аль Аутар», «Аль-Маджмуа» ан-Навави.
А что касается той группы ученых, которые сказали, что нет смысла восполнять намаз тому, кто оставил его без серьезной причины, потому что все равно он не примется, даже если он его восполнит 1000 раз, то они сказали:
Во-первых:
Ваш же хадис против вас, потому что там говориться про тех, у кого есть уважительная причина. От сюда понимается, что тот, кто оставил его без уважительной причины не восполняет, это должно быть понятно. Сказал ибн-Теймия, да смилуется над ним Аллах: «А то, что касается тех дел, которые делаются днем, не принимает их Аллах ночью. И те дела, которые делаются ночью, Аллах не принимает их днем, как намазы «аср» и «зухр». Запрещено человеку откладывать их до ночи. Мало того, сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто оставил намаз «аср», тот как будто лишился семьи и имущества. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто пропустил намаз «аср», тот сделал тщетными свои дела». Сказал Аллах: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям, все они понесут убыток (или понесут наказание за невежество или встретят зло)». смысловой перевод Эльмира Кулиева. И сказали многие из саляфов то, что здесь имеется в виду откладывание намаза так, что его время вышло. Сказал Абу-Бакр ас-Сыдык в завещании Умару, да будет доволен ими Аллах: «Знай, что у Аллах права ночью, и Он не принимает их днем, и права дня не принимает Он их ночью, и Аллах не принимает молитву пока не будет сделана обязательная».». (сокращено)
Здесь ибн-Теймия хочет сказать о том, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет смысла восполнять, Аллах не примет.
Во-вторых: Нет сомнения в том, что долг Аллаху нужно восполнять, как говориться об этом в хадисе про женщину. Но в этом хадисе имеется в виду долг, которым эта женщина сама себя обязала, дав обет Аллаху, что совершит хадж, но не совершила его, хотя у нее была возможность. А намаз этот тот долг, которым нас обязал Аллах сам и установил для него условия и границы. И выполнение намаза со всеми его условиями и таким образом как он нам предписан и есть наш долг перед Аллахом. И нельзя делать сравнение (кияс) того вида поклонения, которым нас обязал Аллах с тем видом поклонения, которым человек сам себя обязывает.
Ваш хадис, о том, что долг Аллаха больше достоин, чтобы его исполнить, это совершенно верно. Аллах приказал делать намаз в свое время - вот это наш долг, делать то, что Аллах вменил в обязанность, так как это положено делать.
В-третьих: почему вы сделали кыяс на обычный долг, почему бы не сделать кыяс на залог. Например: ты отдал залог и взял долг на ограниченный срок. Срок прошел и если ты не вернул долг во время, но у тебя была возможность вернуть его, то ты лишился своего залога. И также Аллах установил время для намаза, и ты должен исполнить его во время, но не исполнил, то ты лишился своего времени. Но Аллах простил и дал возможность исполнить его тому, кто по уважительным причинам не смог, тогда когда вспомнит или сможет. Как тот, кто простил и вернул бы опоздавшему залог, если тот не смог принести во время деньги из-за болезни (по уважительной причине, как проспал или забыл).
В-четвертых: В основном люди не прощают долги, потому что они нуждаются в деньгах, особенно когда большая сумма. Аллах не нуждается в нашем поклонении и это в наших интересах выполнить наши долги перед Аллахом.
В-пятых: Аллах сказал: «Воистину, намаз приписан верующим в определенное время» Сура Женщины 103. Аллах сделал время начала и конца для каждого обязательного намаза. Если человек сделал намаз перед его заходом, то его намаз не действителен и ему все равно нужно переделать - это единогласное мнение ученных, и какая разница, если человек специально сделал намаз раньше или оставил его так, что вышло время и сделал его потом и в том и в этом случае он сделал его умышленно не в свое время!!!
В-шестых: Если он пропустил намаз специально и сделал его не в его время, то он сделал поклонение не так как ему приказано. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сделал дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто». И он как раз делает тот, на что нет приказа ни Аллаха, ни Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
В-седьмых: Приказ «када» (восполнение чего-либо) - это приказ Аллаха на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тот, кто обязывает «када» чего-либо то берет на себя обязанности законодателя. И мы спросим тех, кто обязывает этот намаз: «Разве Аллах приказал в такой ситуации восполнить намаз? Или Его посланник?». И они вынуждены сказать «нет», приказано только тем, кто забыл или проспал и тому подобные уважительные причины. Сами себе ответили.
В-восьмых: Аллах определил для намазов их время (с какого момента начинать и когда прекращать) на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в этом нет ихтиляфа (разногласия) среди ученных. Получается, что если разрешить восполнить намаз после установленного Аллахом для него времени, то нет смысла вообще для этого времени, делай когда хочешь!
В-девятых: Аллах приказал делать хадж (например) в определенное время и человек не сделал его в это время, то по вашему, кыясом можно сказать: «Ничего, берешь грех, но езжай и сделай в другое время, в другой месяц». Вы также скажете! а тогда какая разница?!
В-десятых: Почему бы не разрешить намаз до его времени, также как вы разрешаете его после, тем более, что ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри, разрешили делать его до входа его времени. И вообще начнем делать, когда захотим.
В-одиннадцатых: А если вы скажете, то, что можно сделать кыяс того, кто специально оставил на того, кто забыл. Мы ответим у кыяса свои шуруты (условия) и арканы (столпы) и самый главный шарт это причина (`илля), т.е. то на что делается кыяс. В этом случае, на что мы должны делать кыяс. Это два разных случая: тот не специально оставил, а этот специально - у них разные причины, здесь нет кыяса!!!
В конце концов эта религия закончена и Аллаха ничего не оставил из законоположений кроме как разъяснил на языке Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и неужели Аллах забыл разъяснить, что тому кто оставил специально намаз тоже нужно его возмещать? И поэтому каждое постановление, которое не установил ни Аллах и ни Его Посланник должно быть отвергнуто. Аллах ничего не забыл! Или забыл?!
Этого мнения придерживались: Абу-Бакр ас-Сыддык, Умар ибн АльХаттаб, Абдулла ибн Умар, Саад ибн Аби Ваккас, Абдулла ибн Масуд, сказал Ибн Хазм: "И мы не знаем, что бы им кто-то противоречил из сахабов”, Махаммад Ибн Сирин, Умар ибн Абд аль Азиз, Дауд, ибн Хазм, некоторые ученые шафиитского мазхаба, аль-Косим ибн Мухаммад, Ибн Теймия, Усеймин, Аль Альбани. Смотреть «мухаля» ибн Хазм 2/200, и «аль-Маджмуа фатава» шейх аль-ислям 22/27, «нейль аль Аутар» Китабу ас-Салят тема восполнение пропущенных намазов, также «шарх аль Мумти`» шейха Усаймина «шурут ас-Салят» та же тема. (переводы осуществлены не дословно, для правильного составления смысла на русском языке с некоторыми добавлениями от автора).
Это ни в коем случае не говорит о том, что можно пропускать намазы якобы все равно же не нужно восполнять. Нет, тот кто оставил намаз умышленно ему еще хуже может быть, потому что так бы он смог восполнить его здесь на земле, а так он будет отвечать за него в Судный день, а это проблема. Поэтому тому, кто оставляет намазы из-за лени или т.п. очень рекомендую перестать так, делать, потому что твои намазы не принимаются после их времени, как это стало ясно и также сюда входит пост также нет смысла его восполнять, и ты сам себе создаешь проблемы, потом не обижайся.
И тот, у кого все-таки есть пропущенные намазы или пост, ученые сказали пусть просит прощение у Аллаха и обещает больше так не поступать, если он действительно боится Аллаха и любит Его он перестанет так поступать. И также советуют побольше делать дополнительных намазов и сожалеть в сердце о содеянном. А если его сердце мертво, то это Аллах его умертвил, и никто его не оживит кроме Аллаха никакими приказами и проповедями.
Материал подготовил: Абу Ханиф 19 зуль-хиджа 1428 ﻭ ﺻﻠﻰ ﺍﷲ ﻋﻠﻰ ﻨﺑﻳﻨﺎ ﻤﺤﻤﺪ ﻭﻋﻠﻰ ﺁﻠﻪ ﻭ ﺻﺤﺑﻪ ﻭﺴﻠﻢ
Источник: http://www.ansarsunna.ru/
__________________ |
---|