Вход пользователя
01 Ноября 2015
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматулЛахи уа баракатух ахи! Скажи, какие правила содержания собаки у мусульманина? И если допустимо иметь собаку для охоты или охраны земли, то охрана частного дома (и земли же) получается разрешено? Особенно если это дом, где допустим, только женщины живут. Или местность где живем не безопасная. И можно ли быть ласковым с собакой, гладить, пускать в дом зимой, в дождь? Брат, из того, что знаю много противоречий! ДжазакаЛлаху хайран
Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Сказал Посланник Аллаха, мир ему:
مَنِ اتَّخَذَ كَلْبًا إِلاَّ كَلْبَ مَاشِيَةٍ أَوْ صَيْدٍ أَوْ زَرْعٍ انْتَقَصَ مِنْ أَجْرِهِ كُلَّ يَوْمٍ قِيرَاطٌ
"Кто заведет собаку, кроме охотничьей собаки, собаки охраняющей скот, или собаки охраняющей посевы - уменьшится каждый день из его награды подобно карату"
Передал имам Муслим
Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:
فِي هَذَا الْحَدِيث إِبَاحَة اِتِّخَاذ الْكِلَاب لِلصَّيْدِ وَالْمَاشِيَة ، وَكَذَلِكَ الزَّرْع لِأَنَّهَا زِيَادَة حَافِظ ، وَكَرَاهَة اِتِّخَاذهَا لِغَيْرِ ذَلِكَ ، إِلَّا أَنَّهُ يَدْخُل فِي مَعْنَى الصَّيْد وَغَيْره مِمَّا ذُكِرَ اِتِّخَاذهَا لِجَلْبِ الْمَنَافِع وَدَفْع الْمَضَارّ قِيَاسًا ، فَتَمَحَضَّ كَرَاهَة اِتِّخَاذهَا لِغَيْرِ حَاجَة لِمَا فِيهِ مِنْ تَرْوِيع النَّاس وَامْتِنَاع دُخُول الْمَلَائِكَة لِلْبَيْتِ الَّذِي هُمْ فِيهِ
"В этом хадисе - довод на дозволенность заведения собак для охоты и охраны скота, и также для охраны посевов, поскольку добавка пришедшая о посевах - добавка которую сделал хорошо помнящий хадис человек.
И этот хадис также довод на порицаемость заведения собак для других целей, кроме как если какая то из этих целей будет схожа с охотой и остальным что упомянуто в хадисе - то есть ради пользы и отталкивания вреда - и будет входить сюда по суждению по аналогии.
И остается лишь порицаемость заведения собаки без нужды - потому что в заведении собаки без нужды запугивание людей, и то что ангелы не будут заходить в дом где они"
Источник: "Фатх аль Бари", 7/171
Точно также разрешено например заводить собаку поводыря для слепого, и других польз.
И если разрешено заводить собаку для охраны скота, то что же говорить про охрану людей? Это тем более разрешено.
Сказал имам Ибн Аби Шейба:
حَدَّثنا وَكِيعٌ، عَنْ هِشَامٍ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ: رُخِّصَ في الْكِلاَبِ في بَيْتِ الْمُعْموِرِ.حَدَّثنا وَكِيعٌ، عَنْ حَسَنِ بْنِ أَبِي يَزِيدَ، عَنْ أَبِي الفُضَيل، قَالَ: كَانَ أَنَسٌ يَأْتِينَا وَمَعَهُ كَلْبٌ لَهُ، فقلنا له؟ فَقَالَ: إِنَّهُ يَحْرُسُنَا
"Рассказал нам Уаки, от Хишама, от его отца (Урвы Ибн аз Зубейра), что он сказал: "Было разрешено заводить собак для охраны обитаемых жилищ"
Рассказал нам Уаки, от Хасана Ибн Аби Язида, от Абу аль Фудейля, что он сказал: "Анас Ибн Малик приходил к нам, а с ним была его собака. И мы сказали ему: "Почему так?" Он сказал: "Она охраняет нас"
Источник: "Аль-Мусаннаф", 20314-20315
Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:
وَقَدْ سُئِلَ هِشَامُ بْنُ عُرْوَةَ عَنِ اتِّخَاذِ الْكِلَابِ لِلدَّارِ فَقَالَ لَا بَأْسَ بِهِ إِذَا كَانَ مَوْضِعُ الدَّارِ مَخُوفًا
"Был спрошен Хишам Ибн Урва (великий алим табиин) про заведение собаки для охраны жилища, и он ответил: "Нет в этом проблем, если жилище находится в беспокойном месте"
Источник: "Аль Истизкар", 8/495
И это мнение имама аш Шафии и некоторых ханбалитов.
Сказал алляма Юсуф Ибн Абдуль Хади аль Ханбали:
ل أهل العلم: يجوز اقتناء الكلب لمصلحة توجب ذلك وكذلك للحفظ من اللصوص لتنبهه بالليل إذا أتوه، أو تدفعهم عنه
"Сказали ученые - дозволено заводить собаку ради пользы требующей это, как например.. для защиты от воров, чтобы она когда они зайдут ночью подняла лай, или прогнала их"
Источник: "аль Игтираб", стр. 105
И упоминается, что первым кто завел собаку для охраны, был Пророк Нух, мир ему см. "Аль Игтираб", 206
2. Что же касается обращения с собакой, то обращаться с ней надо по доброму, сказал Посланник Аллаха, мир ему:
ارحموا من في الأرض يرحمكم من في السماء
"Относитесь милостиво к тем кто на земле и помилует вас Тот, кто над небесами"
Передал имам ат Тирмизи и удостоверил.
Сказал Юсуф Ибн Абдуль Хади:
ذكر الدميري -وهو ليس ببعيدٍ من مذهبنا- أن على مقتني الكلب المباح اقتناؤه أن (يطعمه) أو يرسله، أو يدفعه لمن يريد الانتفاع به، ولا يحل له حبسه حتى يموت جوعاً
"Упомянул ад Думейри - и он близок к нашему мазхабу - что тот, кто завел дозволенную собаку - должен кормить ее либо отпускать кормиться, или же отдать ее тому кто хочет получать от нее пользу, и не разрешено ему держать ее взаперти пока она не умрет от голода"
Источник: "Аль Игтираб", стр. 290
Но не следует забывать что собака либо вся наджас, согласно слову имама Ахмада, либо наджас ее слюна, согласно слову других ученых, и что после того как слюна собаки попала на одежду, следует помыть ее 7 раз, последний - пылью, как пришло в хадисе.
3. Пускать ее в дом не следует без нужды, соорудите ей будку и пусть там спит и прячется от непогоды. Пророк мир ему сказал:
لاَ تَدْخُلُ الْمَلاَئِكَةُ بَيْتًا فِيهِ كَلْبٌ وَلاَ صُورَةٌ
"Ангелы не входят в дом где есть собака и изображения"
Передал аль Бухари
Сказал Ибн Абдуль Хади:
وليس المراد بالملائكة العموم فإن الحفظة وملك الموت والخدام لا يمتنعون من الكلاب. وهل المراد بالكلاب العموم، أو المنهي عن اتخاذها؟ فيه خلاف
"Не имеется ввиду под ангелами абсолютно все ангелы, ведь ангелы хранители записывающие деяния, и ангел смерти, и ангелы слуги не мешают им войти собаки.
И имеется ли ввиду все собаки, или лишь запрещенные? В этом разногласие"
Источник: "Аль Игтираб", стр. 127
И безопаснее будет не впускать собаку в дом.
4. Следует также следить чтобы эта собака не гадила на дороге где ходят люди.
Сказал Юсуф Ибн Абдуль Хади:
من اتخذ كلباً) يضر الناس في الطريق ببوله ونجاسته طولب بإزالته عنهم
"Кто завел собаку которая вредит дороге по которой ходят люди - мочится и оставляет нечистоты на ней - у того требуют удалить эту собаку оттуда"
Источник: "Аль Игтираб", стр. 307
Аллах знает лучше.