Вход пользователя
05 Января 2025
Пределы необходимой самообороны
Пределы необходимой самообороны
Если один Мусульманин напал на другого Мусульманина, желая пролить его кровь или забрать имущество - разрешено ли сразу применять к нему крайние меры, или же надо стараться отразить его наиболее мягким способом, который устранит его агрессию?
В этом есть разногласие у учёных.
Сказал Имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
"Если на человека напали и хотят его имущество или кровь, то следует защищать себя самым легким способом, и это мазхаб Аш-Шафи'и и Ахмада.
Должен ли он намереваться не убивать его? Об этом пришло 2 передачи от Имама Ахмада.
А группа учёных считает, что тот кто напал и хочет забрать имущество или пролить кровь - разрешено его убивать изначально.
И к 'АбдуЛлаху ибн 'Умару (сподвижник) зашёл вор, и Ибн 'Умар взял, обнажил меч и направился к нему, и если бы его не остановили, то убил бы его.
И спросили Аль-Хасана Аль-Басри про вора, который заходит в дом, и с ним есть кинжал, и он ответил: "Убей его любым образом, как можешь"
И эти ученые дозволили убить такого, даже если он отвернется и побежит, не совершив преступления. И также это мнение Айюба Ас-Сахтияни.
И передал Имам Ахмад в "Муснаде" от 'Убады Ибн Самита, что Пророк сказал: "Твой дом - твоя святыня, и кто зашел в твою святыню - убей его"
Однако в его иснаде некоторая слабость."
Источник: "Джами аль улюм уаль хикам", 162
И дозволенность убивать нападающих изначально - мазхаб большой группы Саляфов из Сподвижников и Таби'инов.
Сказал 'Имран ибн Хусейн, Сподвижник:
لو دخل علي داخل يريد نفسي ومالي، لرأيت أن قد حل لي قتله
"Если зайдет ко мне кто-то, кто хочет убить меня или взять мои деньги, то я убежден, что дозволено мне его убить"
Источник: "Аль Мусаннаф", 28623
Сказал Мухаммад ибн Сирин, Таби'ин:
ما علمت أن أحدا من المسلمين ترك قتال رجل يقطع عليه الطريق، أو يطرقه في بيته تأثما من ذلك
"Я не знаю никого из Мусульман, чтобы он запрещал сражение с тем, кто остановил человека на дороге чтобы ограбить, или ломится к нему в дом, по причине того что в этом сражении грех"
Сказал Аль-Хасан Аль-Басри:
اقتل اللص، والحروري، والمستعرض
"Убивай вора, хариджита и того, кто хочет выстраивать людей чтобы выспрашивать их убеждения"
Сказал Таби'ин Ибрахим Ан-Нахаи:
إذا دخل اللص دار الرجل فقتله فلا ضرار عليه
"Если вор зашел в дом человека, и он убил его - то не должно причиняться ему никакого вреда"
Источник: "Мусаннаф", 14/344-346
Шафи'иты и Ханбалиты же говорят, что если он мусульманин, он отталкивается самым мягким способом.
Пришло в Шафи'итской книге "Кифаяту ан Набих":
"Если можно оттолкнуть его легчайшим способом - не прибегают к самому трудному, и это потому что это разрешено по причине необходимости, и нет необходимости в тяжелом способе когда можно добиться цели лёгким.
Поэтому, если он думает, что нападающего можно отпугнуть лишь криком - нельзя защищаться физически, а если же он думает, что криком его отпугнуть не получится - если это например в пустынном месте где не придет помощь - то он защищается физически, руками - если думает что этого хватит чтобы отразить его.
Если же этого не хватает и нужно применить палку - применяет палку, если думает что с ее помощью отразит его, а если же не хватает и этого - то защищается оружием, а если не хватает и этого - то отрубает ему какой-то орган.
Если же он видит, что от него никак не защититься кроме как убив его, то убивает его, и на нем нет абсолютно никакой компенсации, ведь Пророк сказал: "Кто убит сражаясь за себя и свое имущество - тот шахид"
И все это разногласие - касательно Мусульманина. Что же касается агрессивного нападающего неверующего, то защищая себя, его можно убить сразу.
Сказал Ар-Рувьяни Аш-Шафи'и:
الصائل إذا كان كافراً فالأولى له أن يقاتل، ويكره له ترك القتال والدفع عند الإمكان
"Когда нападающий является неверующим, то лучше будет сражаться с ним, и нежелательно ему оставлять самозащиту и сражение когда он может это"
Источник: "Кифаяту ан Набих"
Ссылка канала Люди Сунны: https://t.me/+4fM7IPjbeUUxNDJi