Вход пользователя
18 Января 2012
Ответ шейха Сулеймана аль-Ульвана
Вопрос:Â У меня чёрная плодородная земля, и отобрал у меня ее один из несправедливых людей, и я не смог вызволить ее у него, и тогда я обратился в компетентные органы для его возврата, но они не исполнили своих обязанностей. Вместе с тем я слышал что они могут взять взятку для того чтобы выполнять свои обязанности, исходя из этого, могу ли я заплатить им взятку, для того, чтобы забрать своё право у этого несправедливого агрессора?
Ответ:Â С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Одной из причин гибели стран и и развращения рабов Аллаха является распространение коррупции в обществе, и это является одной из несправедливостей, на запрете которых единогласны, и из наследованных болезней предыдущих проклятых поколений на земле.
И проклял Пророк (мир ему и благословение) взяточника и дающего взятку, об этом упоминается в хадисе, который передал ат-Тирмизи, и назвал достоверным, под номером 1337, по пути Хариса ибн Абду Ррахмана от Аби Салама от АбдуЛЛаха ибн Амра, так же его достоверность подтвердили Ибн Хиббан, и аль-Хаким и другие.
Взяткодатель - это тот, который даёт взятку для того чтобы отменить право полагающее по справедливости, или для установления лжи.
Взяточник- это тот кто берёт взятку, и он тоже входит в число тех кто подпадает под проклятье, потому как он соучаствует в коррупции и несправедливости.
И тот у кого есть права хозяина на земельный участок, и подобие того ,и он не может взять его, или же добраться до него, кроме как если заплатив взятку, то нет проблемы для этого для взяткодателя, но не для взяточника.
И сделала в этом послабление группа салафов. Сказал Ибн аль-Асир, да смилуется над ним Аллах, в своей книге "Ан-Нихая", 2/226: "А что касается на счет того кто даёт взятку ,для того чтобы взять свои права, или же уберечься от несправедливости, то он не попадает под этот хадис (о проклятьи)...так же передаётся от группы имамов из числа табиинов, что нет проблем в том, чтобы дать взятку, защищая себя или своё имущество, когда опасаешься несправедливости"
И сказал аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) в своей книге "Аль Маалим", 5/207: "Если он заплатил взятку для того, чтобы отстоять этим свои права, или же для того чтобы уберечься от несправедливости, то он не подпадает под эту угрозу"
И коррупция является из вещей, бедствия которых распространились в некоторых странах, и их жители не могут забрать свои права, или же удовлетворить свои нужды, кроме как дав взятку, и это считается одним из видов безвыходной ситуации (необходимости), поэтому разрешено это дающему, но запрещено (харам) берущему.
И указывает на это хадис переданный от Абу Саида, который передал Ахмад в "Муснаде", 3/4, по цепочке Абу Бакра Ибн 'Ияша, от Амаша, от Абу Салиха, от Абу Саида аль-Худри, который сказал: "Сказал Умар: О Посланник Аллаха, я слышал как такой-то и такой-то хорошо отзывались о тебе и упоминали что ты дал им два динара". Сказал Пророк, да будет Аллах Милостив к нему: "Но, клянусь Аллахом такой то человек не является таковым, так как я дал ему от десяти до ста и он не говорит такого (наподобие тех двоих), и воистину, клянусь Аллахом, когда кто либо из вас получает ответ на свою просьбу у меня, то тем самым готовит себе место в огне". Сказал Умар: "О Посланник Аллаха, тогда зачем ты даёшь им это?". И Пророк ответил: "Что же мне делать ,когда они не хотят по другому, и запрещает мне Аллах быть скупым".
Назвали этот хадис достоверным Ибн Хиббан и Хаким, так же хадис есть в "Сахихе" Муслима, под номером (1056), но другими словами, и передал его Муслим по цепочке от Джарира, от Амаша, от Абу Уаиля, от Салмана ибн Рубейгьа, что он сказал: "Сказал Умар ибн аль-Хаттаб (да будет Аллах милостив к нему): "Разделил пророк между людьми трофеи, и я сказал: "Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, другие более достойны этого, чем эти кому ты дал". Пророк сказал: "Воистину они поставили меня перед выбором - или они будут неприлично просить меня и я им дам, или же они выставят меня скупым, а я не являюсь скупым".Â И это более достоверная передача.
Сказал шейх уль-Ислам ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) в своей книге (аль-Фатауа 31/187); "Допустимо тому кто даёт взятку ,чтобы он потратил столько сколько надо для того чтобы отстоять свои права или же чтобы уберечься от несправедливости, и об этом передаётся от саляфов и больших имамов"
И эти слова являются тонким пониманем саляфов, и большим их знанием, ведь этот вид операций является с одной стороны тем в чем есть нужда, а с другой - тем, чего трудно избежать, и вызывает рассуждение хукм о дозволенности этого, заботясь об общих пользах рабов, и отталкивании вреда от них, и терпение в таких ситуациях является наибольшим благом и добродетелью.
АÂ Аллах Всемогущий знает лучше !
Шейх Сулейман Ибн Насыр аль-Ульван
15/03/1421 по хиджре
Перевод Умм Ибрахим для Сунна Онлайн
Â
Â
Спросили имама Ибн Кутейбу ад Динури (رَحِمَهُ الله) [213-276 г.х.] :
"Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "Прокляты дающий взятку и берущий взятку", и в то же время передано от Ибн Мас'уда, что его арестовали в Эфиопии за что-то, и он дал взятку два динара, чтобы его освободили".
Имам Ибн Кутейба (رَحِمَهُ الله) ответил:
"То в чем я убежден - что Пророк (ﷺ) проклял дающего и берущего взятку правителю ради того, чтобы тот присудил ему что-то не по праву, либо же отнял у кого то принадлежащее ему по праву, чтобы присвоить это себе. И это - дающий и берущий взятку, которых проклял Посланник Аллаха (ﷺ).
Что же касается того, кого схватили по какому то несправедливому обвинению, и обвинили в чем-то, что он не делал, и правитель за это создает ему трудности - то если он выкупит себя из этой ситуации деньгами, то нет на нем греха, а грех лишь на правителе, который причиняет ему несправедливость".
"Аль-Масаиль уаль Аджвиба" 340-341