Вход пользователя
27 Ноября 2016
Что узаконено делать тому, у кого родился ребенок
Сунны узаконенные в связи с рождением ребенка
1. Прибегать к Аллаху за защитой от шайтана
Когда у Марьям родился Иса, она прибегала к Аллаху за защитой от шайтана:
فَلَمَّا وَضَعَتْهَا قَالَتْ رَبِّ إِنِّي وَضَعْتُهَا أُنثَى وَاللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا وَضَعَتْ وَلَيْسَ الذَّكَرُ كَالأُنثَى وَإِنِّي سَمَّيْتُهَا مَرْيَمَ وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«Когда она родила ее, то сказала: «Господи! Я родила девочку, – но Аллаху было лучше знать, кого она родила. – А ведь мальчик не подобен девочке. Я назвала ее Марьям (Марией) и прошу Тебя защитить ее и ее потомство от сатаны изгнанного и побиваемого»
(Аль-Имра, 36)
Также делал и наш Пророк, мир ему.
Передал имам аль Бухари от Ибн Аббаса:
قَالَ كَانَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - يُعَوِّذُ الْحَسَنَ وَالْحُسَيْنَ وَيَقُولُ « إِنَّ أَبَاكُمَا كَانَ يُعَوِّذُ بِهَا إِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ ، أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّةِ مِنْ كُلِّ شَيْطَانٍ وَهَامَّةٍ ، وَمِنْ كُلِّ عَيْنٍ لاَمَّةٍ
«Пророк прибегал к Аллаху за защитой для Хасана и Хусейна, и говорил: «Ваш предок Ибрахим так прибегал за защитой для Исмаила и Исхака: «Я прибегаю к совершенным словам Аллаха от каждого шайтана и вредителя и от каждого дурного глаза»
Источник: «Сахих аль Бухари», 3371
2. Восхвалить Аллаха
Сказал имам аль-Бухари:
بَابُ مَنْ حَمِدَ اللَّهَ عِنْدَ الْوِلاَدَةِ إِذَا كَانَ سَوِيًّا وَلَمْ يُبَالِ ذَكَرًا أَوْ أُنْثَى حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ إِسْمَاعِيلَ قَالَ : حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ دُكَيْنٍ ، سَمِعَ كَثِيرَ بْنَ عُبَيْدٍ قَالَ : كَانَتْ عَائِشَةُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا إِذَا وُلِدَ فِيهِمْ مَوْلُودٌ ، يَعْنِي : فِي أَهْلِهَا ، لاَ تَسْأَلُ : غُلاَمًا وَلاَ جَارِيَةً ، تَقُولُ : خُلِقَ سَوِيًّا ؟ فَإِذَا قِيلَ : نَعَمْ ، قَالَتِ : الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Раздел о том, кто восхвалял Аллаха при рождении ребенка, когда ребенок был сотворен ладным, вне зависимости от того, девочка это или мальчик
Рассказал нам Муса Ибн Исмаиль, что рассказал ему Абдуллах Ибн Дукейн, что он слышал Касира Ибн Убейда, что он сказал: «Аиша, да будет доволен им Аллах, когда среди ее родственников рождался ребенок, не спрашивала: «Мальчик он, или девочка?», однако спрашивала: «Сотворен ладным?», и если ей отвечали: «Да», то она говорила: «Хвала Аллаху, Господу Миров»
Источник: «Аль Адаб аль Муфрад», стр. 430
3. Довольство ребенком вне зависимости от того, мальчик это, или девочка
Сказал Аллах в суре «Ан Нахль»:
وَإِذَا بُشِّرَ أَحَدُهُمْ بِالأُنثَى ظَلَّ وَجْهُهُ مُسْوَدًّا وَهُوَ كَظِيمٌ يَتَوَارَى مِنَ الْقَوْمِ مِن سُوءِ مَا بُشِّرَ بِهِ أَيُمْسِكُهُ عَلَى هُونٍ أَمْ يَدُسُّهُ فِي التُّرَابِ أَلاَ سَاء مَا يَحْكُمُونَ
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!»
Сура «Ан Нахль», 58-59
Поэтому, гнев и печаль при рождении дочери – это дело людей джахилии, и муслим должен отличаться от них.
4. Поздравление тому, у кого родился ребенок
От аль-Хасана аль Басри, что он повелел поздралять, говоря:
جعله الله مباركا عليك وعلى أمة محمد
«Да сделает его Аллах благодатным для тебя и для Уммы Мухаммада!»
Передал имам ат Табарани в «Ад Дуа»
От Хаммада Ибн Зейда, что он сказал:
كان أيوب إذا هنأ رجلا بمولود قال جعله الله مباركا عليك وعلى أمة محمد
«Аюб ас-Сахтияни (табиин – прим.) когда поздравлял кого то с рождением ребенка, говорил: «Да сделает его Аллах благодатным для тебя и для Уммы Мухаммада!»
Передал имам ат Табарани в «Ад Дуа»
5. Ат-Тахник
Ат-Тахник - это практикующееся по примеру Пророка (мир ему) разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей неба новорожденного, с последующим попаданием ее в желудок
Анас сказал: «В день, когда родился 'Абд Аллах ибн 'Аби Талха, я взял его к Пророку . Я застал Пророка в шерстяном халате, когда он метил смолой своего верблюда. Пророк спросил: «У тебя есть с собой финики?» — «Есть», — ответил я и дал ему несколько фиников. Он пожевал финики, затем раскрыл рот ребенка и вложил в него немного разжеванных фиников. Ребенок облизал губы. Пророк сказал: «'Ансары любят финики» и нарек его 'Абд Аллахом».
Передал хадис Муслим
Также делали и после смерти Пророка саляфы, как имам Ахмад, и другие
6. Сходить с ним к праведникам, кто сделал бы дуа за ребенка
Сказала Аиша:
يُؤْتَى بِالصِّبْيَانِ فَيَدْعُو لَهُمْ
«К пророку приносили младенцев, чтобы он делал за них дуа»
Передал имам аль Бухари в «Сахихе»
И это не касается только Пророка, однако сподвижники делали так друг с другом
Сказал имам аль-Бухари:
حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ قَالَ : حَدَّثَنِي ابْنُ أَبِي الزِّنَادِ ، عَنْ عَلْقَمَةَ ، عَنْ أُمِّهِ ، عَنْ عَائِشَةَ ، أَنَّهَا كَانَتْ تُؤْتَى بِالصِّبْيَانِ إِذَا وُلِدُوا ، فَتَدْعُو لَهُمْ بِالْبَرَكَةِ
«Рассказал нам Исмаиль, что рассказал ему Ибн Аби аз Зинад, от Алькамы, от его матери, что к Аише приходили с детьми после их рождения, и она делала дуа за них о баракате»
Источник: «Аль Адаб аль Муфрад», 912
Сказал также имам аль Бухари:
بَابُ الدُّعَاءِ فِي الْوِلادَةِ 1255- حَدَّثَنَا مُحَمَّدٌ ، قَالَ : أَخْبَرَنَا عَبْدُ اللَّهِ قَالَ : أَخْبَرَنَا حَزْمٌ قَالَ : سَمِعْتُ مُعَاوِيَةَ بْنَ قُرَّةَ يَقُولُ : لَمَّا وُلِدَ لِي إِيَاسٌ دَعَوْتُ نَفَرًا مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَأَطْعَمْتُهُمْ ، فَدَعَوْا ، فَقُلْتُ : إِنَّكُمْ قَدْ دَعَوْتُمْ فَبَارَكَ اللَّهُ لَكُمْ فِيمَا دَعَوْتُمْ ، وَإِنِّي إِنْ أَدْعُو بِدُعَاءٍ فَأَمِّنُوا ، قَالَ : فَدَعَوْتُ لَهُ بِدُعَاءٍ كَثِيرٍ فِي دِينِهِ وَعَقْلِهِ وَكَذَا ، قَالَ : فَإِنِّي لَأَتَعَرَّفُ فِيهِ دُعَاءَ يَوْمِئِذٍ
«О дуа при рождении ребенка
Рассказал нам Мухаммад, что рассказал ему Абдуллах, что рассказал ему Хазм, что он слышал, как Му'авийа ибн Курра сказал: «Когда у меня родился 'Иййас, я пригласил нескольких сподвижников Пророка и накормил их, и они обратились с мольбой. Я сказал: «Вы сотворили молитву, да благословит вас Аллах за вашу молитву. А теперь, когда я обращусь с мольбой, говорите: «'Амин».
Он продолжал: «Я много молился за него, радея о его вере, его уме и прочем». Он добавил: «Я до сих пор узнаю в нем [результаты] молитвенного обращения, совершенного в тот день».
Источник: «Аль Адаб аль Муфрад», стр. 429
7. Назвать ребенка на седьмой день
Сказал Пророк (мир ему):
كُلُّ غُلَامٍ رَهِينَةٌ بِعَقِيقَتِهِ ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ سَابِعِهِ ، وَيُحْلَقُ ، وَيُسَمَّى
«Каждый ребенок – не будет заступаться за отца, пока за него не сделают акыку . Животное закалывается за него на седьмой день. В этот же день ребенку дают имя и бреют голову»
Передал хадис имам Ахмад и аргументировал им
В то же время, можно назвать и на первый день, и на третий – об этом тоже пришли хадисы
8. Сделать акыку за него
1. Узаконенность акыки
Сказал имам Аль-Асрам, ученик имама Ахмада Ибн Ханбаля:
أخبرنا أبو عبد الله بباب في العقيقة فيه عن النبي صلى الله عليه و سلم أحاديث مسندة وعن أصحابه وعن التابعين ثم قال قال أبو حنيفة هو من عمل الجاهلية ويتبسم كالمتعجب
«Передал нам Абу Абдуллах Ахмад Ибн Ханбаль раздел касательно акыки, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в виде непрерывных хадисов от Пророка, и от сподвижников, и от табиинов, а затем сказал: "Сказал Абу Ханифа, что акыка – из деяний джахилии", и улыбался, как удивляющийся этому»
Источник: "Тарих Багдад", 13-438
Сказал имам Ибн аль-Мунзир (ум. 310 г.х.):
وذلك أمر معمول به بالحجاز قديما وحديثا يستعمله العلماء وذكر مالك أنه الأمر الذي لا اختلاف فيه عندهم وممن كان يرى العقيقة عبد الله بن عباس وعبد الله بن عمر وعائشة أم المؤمنين وروينا ذلك عن فاطمة بنت رسول الله وعن بريدة الأسلمي والقاسم بن محمد وعروة بن الزبير وعطاء بن أبي رباح والزهري وأبي الزناد وبه قال مالك وأهل المدينة والشافعي وأصحابه وأحمد وإسحاق وأبو ثور وجماعة يكثر عددهم من أهل العلم متبعين في ذلك سنة رسول الله وإذا ثبتت السنة وجب القول بها ولم يضرها من عدل عنها قال وأنكر أصحاب الرأي أن تكون العقيقة سنة وخالفوا في ذلك الأخبار الكائنة عن رسول الله وعن أصحابه وعمن روي عنه ذلك من التابعين
"Акыка - то, по чему было действие в Хиджазе всегда, в старые времена и новые - делали ее ученые. И Малик упомянул, что в акыке у них не было разногласий.
И из тех, кто считал акыку узаконенной - Абдуллах Ибн Аббас, Абдуллах Ибн Умар, мать правоверных Аиша, и мы передавали это также от Фатымы, дочери Посланника Аллаха, и от Бурейды аль-Аслами, и аль-Касима Ибн Мухаммада, и Урвы ибн аз Зубейра, и Ато Ибн Аби Рабаха, и аз Зухри, и Абу аз Зинада.
И также сказали Малик и ученые Медины, и аш Шафии и его ученики, и Ахмад и Исхак, и Абу Саур, и джамаат который очень велик из ученых следовавших в этом за Сунной Посланника Аллаха.
И когда достоверна Сунна - следует говорить в соответствии с ней, и не вредит отклонение тех, кто от нее отклонился!
И приверженцы суждений по своим мнениям (последователи Абу Ханифы – прим.) отрицали то, что акыка - Сунна, и противоречили в этом достоверным сообщениям от Посланника Аллаха, и его сподвижников, и табиинов!"
Источник: "Тухфатуль мавдуд", стр. 36
2. Хукм акыки
Акыка – очень желательная Сунна, которую нежелательно оставлять, потому что в случае ее оставления ребенок не будет делать заступничество за отца – но не является обязательной ни у кого, кроме захиритов, с чьим мазхабом не считаются
Сказал Абу аз Зинад (100-174 г.х.), один из великих факихов табии табиинов:
العقيقة من أمر المسلمين الذي كانوا يكرهون تركه
«Акыка – из дел мусульман, которые они не любили оставлять»
Источник: «Аль-Истизкар», 22385
3. Время акыки
Предшествовало в хадисе Самуры, что желательное время акыки – 7-й день
Сказал имам ат Тирмизи передав этот хадис и удостоверив:
وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ أَنْ يُذْبَحَ عَنِ الْغُلاَمِ الْعَقِيقَةُ يَوْمَ السَّابِعِ فَإِنْ لَمْ يَتَهَيَّأْ يَوْمَ السَّابِعِ فَيَوْمَ الرَّابِعِ عَشَرَ فَإِنْ لَمْ يَتَهَيَّأْ عُقَّ عَنْهُ يَوْمَ حَادٍ وَعِشْرِينَ
«И действие – по этому у людей знания, они называют желательным зарезать за ребенка акыку на седьмой день, если же не получилось на седьмой – то на 14, если не получилось на 14 – то на 21-й»
Источник: «Ас-Сунан», 1606
4. Если не получилось в первый месяц – можно ли сделать ее после?
Нет в этом проблем по более верному мнению – инша Аллах
Сказал имам аль-Лейс Ибн Са’д:
إِن لم يتهيأ أَن يعق فِي سَبْعَة أَيَّام فَلَا بَأْس بِأَن يعق بعد ذَلِك
«Если не получилось у него сделать акыку в первые семь дней – нет проблем сделать ее потом»
Источник: «Мухтасар ихтиляф аль фукаха»
5. Сколько зарезать в акыке?
Сказал имам ат-Тирмизи:
وَالْعَمَلُ عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ فِى الْعَقِيقَةِ عَلَى مَا رُوِىَ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- مِنْ غَيْرِ وَجْهٍ عَنِ الْغُلاَمِ شَاتَانِ مُكَافِئَتَانِ وَعَنِ الْجَارِيَةِ شَاةٌ. - وَرُوِىَ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- أَيْضًا أَنَّهُ عَقَّ عَنِ الْحَسَنِ بِشَاةٍ وَقَدْ ذَهَبَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ إِلَى هَذَا الْحَدِيثِ
«Действие у ученых касательно акыки – согласно хадисам, которые переданы от Пророка, мир ему, со многих путей, что он сказал: «За мальчика – две равные овцы, за девочку – одна».
И передано от Пророка, мир ему, что он сделал акыку за аль Хасана одной овцой, и некоторые ученые берут этот хадис»
Источник: «Ас-Сунан», 1596
Сказал имам Ибн Кудама:
وَإِنْ عَقَّ بِكَبْشٍ وَاحِدٍ أَجْزَأَ ; لِمَا رَوَيْنَا مِنْ حَدِيثِ الْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ
«Если он сделал акыку лишь одним бараном – она действительна, согласно тому что хадису про аль Хасана и Хусейна что мы передали»
Источник: «Аль-Мугни», 9/364
6. Какие животные не годятся для акыки?
Для акыки не годятся точно такие же животные, какие не годятся для жертвоприношения, потому что акыка у имамов почти во всех ахкамах схожа с жертвоприношением
Поэтому, не годится для акыки животные, о которых пришёл хадис: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна»
Передал ат-Тирмизи, и удостоверил
Как и не годится то, у которого нет больше половины уха или половины рога см. «Аль-Мугни»,9/366
7. Что делать с мясом акыки?
Сказал имам аль-Халляль:
باب ذكر ما يتصدق به من العقيقة ويهدى أخبرنا عبد الله بن أحمد أن أباه قال العقيقة تؤكل ويهدى منها أخبرنا عصمة بن عصام حدثنا حنبل قال سمعت أبا عبد الله يسأل عن العقيقة كيف يصنع بها قال كيف شئت قال وكان ابن سيرين يقول اصنع ما شئت قيل له يأكلها أهلها قال نعم ولا تؤكل كلها ولكن يأكل ويطعم
«Раздел о том, какую садаку и подарки давать из акыкки
Рассказал нам Абдуллах Ибн Ахмад, что имам Ахмад сказал: «Мясо акыки следует есть и дарить»
Рассказал нам Исма Ибн Асым что рассказал ему Ханбаль, что он слышал как имам Ахмада спросили про акыку, что делать с мясом, и он сказал: «Делай, что пожелаешь. Ибн Сирин говорил: «Делай, что пожелаешь»
Его спросили: «Всю ее сьедает его семья?»
Он ответил: «Я не сказал: «всю ее сьедает», однако пусть едят сами, и угощают других»
Источник: «Тухфатуль маудуд», стр. 84
8. Что делать тому, за кого не сделали акыку, пока он не созрел?
Разногласят ученые в этом, и среди них есть те, кто говорит: «Он делает акыку сам за себя» - и это мнение Ибн Сирина, и поздних шафиитов
Что же касается мнения Ахмада, и Малика – они говорят, что он не делает акыку сам за себя, потому, что за повзрослевших до Ислама сподвижников не была сделана акыка, и несмотря на это, не передано ни от кого из них, чтобы он делал за себя акыку.
Сказал имам Малик:
أرأيت أصحاب رسول الله - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - الذين لم يعق عنهم في الجاهلية، أعقوا عن أنفسهم في الإسلام؟ هذه الأباطيل
«Разве ты не видишь, что сподвижники Пророка – мир ему – за них не делали акыку в джахилии. Разве они делали акыку за себя когда приняли Ислам? Это лживые воззрения!»
Источник: «Аль Баян уа ат Тахсыль», 3/392
Сказал имам Ибн Кудама:
وَسُئِلَ أَحْمَدُ عَنْ هَذِهِ الْمَسْأَلَةِ ، فَقَالَ : ذَلِكَ عَلَى الْوَالِدِ يَعْنِي لَا يَعُقُّ عَنْ نَفْسِهِ ؛ لِأَنَّ السُّنَّةَ فِي حَقِّ غَيْرِهِ
«И был спрошен Ахмад про этот вопрос, и сказал: «Это должен сделать лишь отец» - имея ввиду, что не делает он акыку за себя.
И это потому, что это Сунна относящаяся к другому человеку, а не к нему»
Источник: «Аль-Мугни», 22/7
9. Одолжить ли отцу денег на акыку?
Спросили имама Ахмада о том, у кого нет денег, чтобы сделать акыку на седьмой день – одолжить ему денег, или сделать позже?, и он ответил:
وَإِنِّي لأرجو إِن اسْتقْرض أَن يعجل الله لَهُ الْخلف لِأَنَّهُ أحيى سنة من سنَن النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وأتبع مَا جَاءَ عَنهُ
«Я надеюсь, что если он одолжит – Аллах ему быстро дарует деньги, которые он вернет – ведь он оживил Сунну из Сунн Пророка, мир ему, и последовал за тем, что пришло от него»
Источник: «Масаиль Солих Ибн Ахмад», 2/211
10. Обьединение акыки и жертвоприношения
Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад:
سَأَلت ابي عَن الْعَقِيقَة يَوْم الاضحى وَهل يجوز ان تكون أضْحِية وعقيقة قَالَ لَا أما عقيقة واما أضْحِية على مَا سمى
«Я спросил моего отца про акыку в день жертвоприношения, можно ли совместить так акыку и жертвоприношение?»
Он сказал: «Нет. Либо акыка, либо жертвоприношение – в соответствии с его намерением»
Источник: «Масаиль Абдуллах Ибн Ахмад»
11. Можно ли ломать кости акыки?
Разногласят ученые в том, можно ли ломать кости животного, или же они извлекаются из суставов и готовятся таким образом
Ахмад, аш Шафии, и ряд других ученых говорят что нельзя ломать кости акыки, и это передано от Аиши – однако разрезаются кости в местах суставов, и готовится таким образом.
Автор ответа следует мнению ученых о том, что в этом нет проблем, и это мнение аз Зухри, Малика, Ибн аль-Мунзира, и других имамов – потому что в асаре Аиши есть слабость, и потому что основа дозволенность этого
И сказал имам Абдуль Малик Ибн Хабиб что запрет ломать кости акыки был у людей джахилии, когда же пришёл Ислам, он это дозволил см. «Аль Мунтака», 4/204
12. Что говорится при зарезании акыки?
Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
قال ابن المنذر ذكر تسمية من يعق عنه حدثنا عبد الله بن محمد حدثنا أبي حدثنا هشام عن ابن جريج عن يحيى بن سعيد عن عمرة عن عائشة قالت قال النبي اذبحوا على اسمه فقولوا بسم الله اللهم لك وإليك هذه عقيقة فلان قال ابن المنذر وهذا حسن وإن نوى العقيقة ولم يتكلم به أجزأه إن شاء الله
«Раздел о назывании имени того, за кого делают акыку
Рассказал нам Абдуллах Ибн Мухаммад, что рассказал ему его отец, от Хишама, от Ибн Джурейджа, от Яхьи Ибн Саида, от Амры, от Аиши, что она сказала: «Сказал Пророк мир ему: « Режьте с именем Аллаха, и говорите: «С именем Аллаха! О Аллах, тебе и от тебя – это акыка Фуляна»
И это хорошо, если будет так резать
Если же он просто намеревался акыку но не произнес это – то его акыка действительна инша Аллах»
Источник: «Тухфатуль мавдуд», 93
В иснаде хадиса есть слабость, но с тем же пришли асары от некоторых табиинов, и это действие будет правильным инша Аллах
9. Подстрижение головы на седьмой день
Сказал Пророк (мир ему):
كُلُّ غُلَامٍ رَهِينَةٌ بِعَقِيقَتِهِ ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ سَابِعِهِ ، وَيُحْلَقُ ، وَيُسَمَّى
«Каждый ребенок – не будет заступаться за отца, пока за него не сделают акыку . Животное закалывается за него на седьмой день. В этот же день ребенку дают имя и бреют голову»
Передал хадис имам Ахмад и аргументировал им
И передал имам ат Тирмизи действие ученых по этому хадису
10. Садака золотом и серебром весом с подстриженные волосы
Назвали это желательным многие ученые, опираясь на асар Фатимы, что она взвесила волосы Хасана и Хусейна, и дала садака серебром по весу этого
Передал этот асар имам Малик в «Аль Муватта», и в его иснаде есть разрыв, однако его передает Мухаммад аль-Бакыр, имам из ахлюль-бейт, который хоть и не видел Фатыму, но был очень осведомлен о ее делах, и поэтому, инша Аллах, нет проблем в его применении
И взяли его многие имамы, как Ахмад, Малик, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мунзир, и другие имамы
Сказал Солих Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
إن فاطمة رضي الله عنها حلقت رأس الحسن والحسين وتصدقت بوزن شعرهما ورقا
«Сказал мой отец: «Фатыма, да будет доволен ей Аллах, подстригла голову Хасана и Хусейна, и дала садака серебром по весу их волос»
Источник: «Тухфатуль маудуд», стр. 160
11. Время обрезания
Обрезание Сунна для мужчин, и из хороших качеств для женщин
Что касается женского обрезания, то мы уже обьясняли этот вопрос http://sunnaonline.com/uhti/sestram/1552-2016-08-19-13-02-35
Что касается обрезания мужчин – то ученые разногласят в его времени – среди них есть те, кто говорит, что желательно не седьмой день, есть те, кто говорит, что желательно в позднем возрасте, есть те, кто порицает именно в седьмой день, и так далее
Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
ليس في هذا الباب نهي يثبت وليس لوقوع الختان خبر يرجع إليه ولا سنة تستعمل فالأشياء على الإباحة ولا يجوز حظر شيء منها إلا بحجة ولا نعلم مع من منع أن يختن الصبي لسبعة أيام حجة
«Нет в этом разделе никакого достоверного запрета, и у времени обрезания нет сообщения, к которому можно было бы вернуться, и Сунны, которую можно было бы использовать
И вещи остаются на дозволенности, и не разрешено что то запрещать кроме как с доводом
И мы не знаем у тех, кто запрещал делать обрезание на седьмой день – довода»
Источник: «Тухфатуль маудуд», стр. 185
Сказал Суфьян Ибн Уейна:
قَالَ لِي سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ أَتَحْفَظُ فِي الْخِتَانِ وَقْتًا قُلْتُ لَا قُلْتُ وَأَنْتَ لَا تَحْفَظُ فِيهِ وَقْتًا قَالَ لَا
«Сказал мне Суфьян ас-Саури: «Ты знаешь что-либо про какое то конкретное время обрезания?»
Я сказал ему: «Нет. А ты знаешь?»
Он сказал: «Нет»
Источник: «Ат Тамхид», 21/61
Точно также сказал и имам Ахмад см. «Тухфатуль маудуд», стр. 184
Спросили шейх уль Ислама Ибн Теймию про время обрезания, и он ответил:
أَمَّا الْخِتَانُ فَمَتَى شَاءَ اخْتَتَنَ لَكِنْ إذَا رَاهَقَ الْبُلُوغَ فَيَنْبَغِي أَنْ يَخْتَتِنَ كَمَا كَانَتْ الْعَرَبُ تَفْعَلُ لِئَلَّا يَبْلُغَ إلَّا وَهُوَ مَخْتُونٌ . وَأَمَّا الْخِتَانُ فِي السَّابِعِ فَفِيهِ قَوْلَانِ هُمَا رِوَايَتَانِ عَنْ أَحْمَد : قِيلَ : لَا يُكْرَهُ لِأَنَّ إبْرَاهِيمَ خَتَنَ إسْحَاقَ فِي السَّابِعِ . وَقِيلَ : يُكْرَهُ لِأَنَّهُ عَمَلُ الْيَهُودِ فَيُكْرَهُ التَّشَبُّهُ بِهِمْ وَهَذَا مَذْهَبُ مَالِكٍ . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ
«Что касается обрезания, то когда он хочет – тогда и делает его
Однако так, чтобы когда возраст созревания был уже близок – ребенок был обрезан – как делали арабы, чтобы не случилось так, что ребенок созрел, а он не обрезан.
Что касается обрезания на седьмой день – то об этом два слова у ученых, и это два риваята от имама Ахмада
Первое: что это не является нежелательным, потому что Ибрахим обрезал Исхака на седьмой день
Второе: то, что это является нежелательным, так как это действие иудеев и нежелатьно уподобляться им, и это мазхаб Малика. Аллах знает лучше»
Источник: «Маджму аль фатава», 21/113
12. Угощение в день обрезания
Узаконено созвать угощение в честь обрезания
Сказал аль-Косим:
أرسلت إلي عائشة بمائة درهم فقالت أطعم بها على ختان ابنك
«Послала ко мне Аиша 100 дирхамов, и сказала: «Накорми на них людей в честь обрезания твоего сына»
Передал имам Ибн Аби Дунья в «Аль-Иял», 586
Сказал имам аль Бухари:
بَابُ الدَّعْوَةِ فِي الْخِتَانِ حَدَّثَنَا زَكَرِيَّا بْنُ يَحْيَى قَالَ : حَدَّثَنَا أَبُو أُسَامَةَ ، عَنْ عُمَرَ بْنِ حَمْزَةَ قَالَ : أَخْبَرَنِي سَالِمٌ قَالَ : خَتَنَنِي ابْنُ عُمَرَ أَنَا وَنُعَيْمًا ، فَذَبَحَ عَلَيْنَا كَبْشًا ، فَلَقَدْ رَأَيْتُنَا وَإِنَّا لَنَجْذَلُ بِهِ عَلَى الصِّبْيَانِ أَنْ ذَبَحَ عَنَّا كَبْشًا
«Раздел о приглашении гостей на застолье в честь обрезания
Рассказал нам Закария Ибн Яхья, что рассказал ему Абу Усама, от Умара Ибн Хамзы, что ему рассказал Салим Ибн Абдуллах Ибн Умар: «Ибн 'Умар сделал мне и Ну'айму обрезание, и в нашу честь зарезали барана. Видел бы ты, как мы радовались перед другими детьми тому, что он в нашу честь зарезал барана»
Источник: «Аль Адаб аль Муфрад», 1246
13. Угощение в честь рождения ребенка
Сказал имам Абдуль Малик Ибн Хабиб (ум. 208 г.х.):
وحسن أن يوسع بغير شاة العقيقة؛ لإكثار الطعام، ويدعو النَّاس إليه (5)، قال: وروي أن ابن عمر - رضي الله عنه - ونافع بن جبير: كانا يدعوان إلي الولادة
«Будет хорошо, если он будет щедр помимо овцы акыки, и сделает множество еды, и позовет людей на угощение, и передано от Ибн Умара и Нафии Ибн Джубейра, что они звали людей на угощение в честь рождение ребенка»
Источник: «Ат Табсыра», 4/1592
И имам аль Бухари в книге «Аль Адаб аль Муфрад» сделал отдельный раздел, про желательность этого
14. Желательно ли говорить азан и икамат в уши новорожденного?
Все хадисы от Посланника Аллаха которые переданы об этом - в их иснадах очень слабые передатчики. Мы уже перевели фетву мухаддиса ат Тарифи об этом ранее.
Также и асар Умара Ибн Абдуль Азиза которым некоторые подкрепляли - в его иснаде лжец джахмит.
Сказал Ашхаб, ученик имам Малика:
وأنكر أن يؤذن في أذنه حين يولد
"И Малик отрицал что следует делать азан в ухо младенца когда он рождается"
Источник: "Ан навадир ва аз зиядат", 4/337
Автор работы не считает это действие желательным, но не следует называть это нововведением и порицать тех кто так делает – потому что они следуют некоторым признанным ученым, и это вопрос приемлемого разногласия.
Аллах же знает лучше
Использованные источник:
1. «Тухфатуль Маудуд» Ибн аль Каййим
2. «Аль Ифада фи ахкам аль вилада», Адиль аль Хамдан
3. «Аль Ишраф» Ибн аль-Мунзир
И другие труды