Вход пользователя
25 Августа 2018
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Ас-Саффарини и его акыда и слова саляфитских ученых о ней
Некоторые фанатики мазхабизма стали всюду раскручивать ас-Саффарини, его мнения в вопросах акыды, манхаджа и усуль аль фикх, и представлять его как некоего «имама». В связи с этим, хотелось бы кратко предостеречь мусульман от этой фигуры
- Шамс ас-Саффарини аль-Ханбали (1114-1188 г.х.) – выделяется на фоне угасания Ислама и его знаний в то позднее время, своим достаточно обширным знакомством с книгами и фикхом, и начитанностью в то время, и люди его времени возвеличивали его, тем не менее, ас-Саффарини не был в акыде на прямом пути, и был колеблющимся
- Он был хорошо ознакомлен с книгами шейх уль Ислама Ибн Теймии, Ибн аль Каййима, Ибн Роджаба и других поздних мухаккиков, и часто видел правильность их слов и склонялся к ним, но в то же время, это боролось в нем с таклидом за тем на чем поздние псевдоханбалиты, вошедшие в калям и следующие в ряде вопросов джахмитско-ашаритской акыде
- В результате, в его книгах он постоянно колеблется, и в одной книге может сначала говорить правильные вещи, потом отходить от них, потом снова возвращаться – как это частично выявится для читателя в ходе прочтения данной статьи
Так как он жил недалеко от Неджда, то до сих пор в Неджде и всей Саудии распространены его книги, включая книги по акыде. Более того, в последнее время мазхабисты, суфисты и прочие стали усиленно раскручивать его и представлять как великого имама на правильной акыде, чуть ли не мухаккика, к словам которого надо возвращаться
Поэтому, мы решили написать эту статью чтобы предостеречь мусульман от ошибок и заблуждений, которые были у данной личности
1. Заявление про то, что ахлю-Сунна это три группы, и опровержение ученых на него
И из самых главных его заблуждений, за которым в нем последовали другие поздние – его заявление, что ахлю-Сунна это три группы – последователи хадиса, ашариты, и матуридиты
И это явное преступление, и противоречие тому на чем были все саляфы и имамы, и тому на чем были сами ханбалиты от имама Ахмада почти 1000 лет – все они либо такфирили ашаритов, либо называли их нововведенцами, пока не пришёл ас-Саффарини и не сделал известным это порочное нововведение
И многие ученые ханбалиты не согласились с ним и опровергли его – как это сделали шейх Сулейман Ибн Сахман, шейх Абдуллах Абу Бутейн и многие другие, либо из за уважения к нему, попытались истолковать его слова – как это сделал один из поздних относившихся к ханбалитскому мазхабу, Ибн Бадран ад Димашкы аль Ханбали (1280-1346 г.х.)
Однако, прежде чем мы приведем их слова, следует отметить, что ас-Саффарини в шархе опроверг сам себя, сказав:
قَالَ بَعْضُ الْعُلَمَاءِ: هُمْ يَعْنِي الْفِرْقَةَ النَّاجِيَةَ، أَهْلُ الْحَدِيثِ، يَعْنِي الْأَثَرِيَّةَ وَالْأَشْعَرِيَّةَ وَالْمَاتُرِيدِيَّةَ، قُلْتُ: وَلَفْظُ الْحَدِيثِ يَعْنِي قَوْلَهُ إِلَّا فِرْقَةً وَاحِدَةً يُنَافِي التَّعَدُّدَ، وَلِذَا قُلْتُ:(وَلَيْسَ هَذَا النَّصُّ جَزْمًا يُعْتَبَرْ فِي فِرْقَةٍ إِلَّا عَلَى أَهْلِ الْأَثَرْ (وَلَيْسَ هَذَا النَّصُّ) الْمَذْكُورُ عَنْ مَنْبَعِ النُّورِ وَمِصْبَاحِ الدَّيْجُورِ (جَزْمًا) يَحْتَمِلُ الْمَصْدَرِيَّةَ، أَيْ أَجْزِمُ بِهِ جَزْمًا، أَوْ أَنَّهُ مَفْعُولٌ لِأَجْلِهِ، أَيْ مِنْ جِهَةِ الْجَزْمِ وَالْيَقِينِ (يُعْتَبَرْ) أَيْ يُسْتَدَلُّ بِهِ وَيُوَافِقُ (فِي فِرْقَةٍ) أَيْ لَا يَنْطِقُ وَيَصْدُقُ عَلَى فِرْقَةٍ مِنَ الثَّلَاثِ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً (إِلَّا عَلَى) فِرْقَةِ (أَهْلِ الْأَثَرْ) وَمَاعَدَاهُمْ مِنْ سَائِرِ الْفِرَقِ قَدْ حَكَّمُوا الْعُقُولَ، وَخَالَفُوا الْمَنْقُولَ عَنِ الرَّسُولِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. وَالْوَاجِبُ أَنْ يُتَلَقَّى بِالْقَبُولِ، فَأَنَّى يَصْدُقُ عَلَيْهِمُ الْخَبَرُ، أَوْ يَنْطَبِقُ عَلَيْهِمُ الْأَثَرُ.
«Сказал один из ученых: «Спасенная группа – это люди хадиса, ашариты и матуридиты»
Скажу я: «А слово хадиса: «Не спасется из 73-х групп кроме как одна» - отрицает многочисленность этих групп, поэтому я и сказал в стихе: «И этот текст нельзя твердо опустить на какую либо группу, кроме как на сторонников хадиса»
Смысл этого стиха: «И этот текст» - упомянутый от Пророка, «твердо» - то есть с убежденностью, «опустить» - то есть аргументировать им и согласиться что он подходит, «на группу» - то есть, он не подходит ни на одну из 73-х групп, «кроме как на сторонников хадиса» - а все остальные группы обратились за судом к своим разумам, и противоречили переданному от Пророка, а ведь обязательно это принимать! Так как же далеко им до того, чтобы касался их этот хадис!»
Источник: «Лявами аль анвар аль бахия», стр. 76
И сказал в другом месте:
قلت: وجوهر الحديث ولفظه وهو قوله فرقة واحدة ينافي التعداد
«Сказал один из имамов: «Спасенная группа – это три группы – сторонники хадиса, ашариты и матуридиты»
Скажу я: как суть хадиса, так и его словесная формулировка – что спасется лишь одна группа – отрицает их многочисленность»
Источник: «Ляваих аль анвар», стр. 140-141
Отсюда разьясняется что это слово изначально не самого ас-Саффарини, но одного из «ученых» (почему то анонимных, и быть может это вообще был кто то из явно заблудших), которое ас-Саффарини взял и передал делая таклид - хоть и зная о его неправильности – как привычно делают многие поздние последователи мазхабов! Однако, ас-Саффарини сопроводил его пояснением, ослабляющим это утверждение и опровергающим его!
Сказал Ибн Бадран аль Ханбали ад Димашки приведя вышеуказанные слова:
وقد كرر هذا المعنى في كتابه وأشار إلى مقصده تارة تصريحًا ومرة تلويحًا بأن المحق إنما هو فرقة واحدة وهي الأثرية وأن ما عداها داخل تحت بقية الفرق. ومنه يعلم أنه لا تنافي بين شرحه ونظمه، وأن مدعي انقسام الفرقة الناجية إلى ثلاثة ليس ليس مما يقول به ولا يرتضيه ولا يحوم حوله كما علمت ذلك من قوله إن لفظ الحديث ينافي التعدد. هذا ما يظهر من مرام الفاضل السفاريني
«И Ас-Саффарини повторил этот смысл в других местах в своей книге, и также указал на свое намерение иногда ясным образом, иногда намёком – сказав, что истинной группой является лишь одна группа, и это сторонники хадиса – а все остальные входят в число оставшихся огненных групп
И отсюда известно, что шарх не противоречит стиху, и что ложные заявления про разделение спасенной группы на три группы – не то, в чем убежден ас-Саффарини и не то, чем он доволен, или на что хочет указать – как ты понял это из его слов: «Формулировка хадиса отрицает многочисленность».
И это показывает что имел ввиду достойный ас-Саффарини»
Источник: «Аль Укуд аль Якутия», 53
- Тем не менее, это слово стало известно как слово ас-Саффарини, и ученые стали опровергать его в этом
Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман:
هذا مصانعة من المصنف رحمه الله تعالى في إدخاله الأشعرية والماتريدية في أهل السنة والجماعة؛ فكيف يكون من أهل السنة والجماعة من لا يثبت علو الرب سبحانه فوق سماواته، واستواءه على عرشه ويقول: حروف القرآن مخلوقة، وإن الله لا يتكلم بحرف وصوت، ولا يثبت رؤية المؤمنين ربهم في الجنة بأبصارهم؛ فهم يقرون بالرؤية ويفسرونها بزيادة علم يخلقه الله في قلب الرائي. ويقول: الإيمان مجرد التصديق وغير ذلك من أقوالهم المعروفة المخالفة لما عليه أهل السنة والجماعة
«Это попытка подольститься от ас-Саффарини заключающася во введении ашаритов и матуридитов в число ахли-Сунна
Как же может быть из ахли Сунна уаль джамаа тот, кто отрицает Возвышенность Аллаха над небесами и Его утверждение на Трон, и говорит: «Буквы Корана сотворены», и говорит: «Аллах говорит не Голосом», и отрицает что верующие увидят Аллаха своими Глазами в Судный День – ведь они формально признают видение, но толкуют его как увеличение знания в сердце видящего, и кто говорит что Иман – это лишь вера в сердце, и говорит другие их известные слова противоречащие ахли-Сунна уаль джамаа?»
Источник: «Хашия аля лявами аль анвар», стр. 73
Сказал шейх Абдуллах Абу Бутейн, муфтий ханбалитов Неджда, разьяснив куфр ашаритов:
إذا عرفت ذلك، عرفت خطأ من جعل الأشعرية من أهل السنة، كما ذكره السفاريني في بعض كلامه، ويمكن أنه أدخلهم في أهل السنة مداراة لهم، لأنهم اليوم أكثر الناس، والأمر لهم، مع أنه قد دخل بعض المتأخرين من الحنابلة، في بعض ما هم عليه.
«И если ты понял это – ты понял ошибку тех, кто сделал ашаритов из ахли Сунна, как упомянул это ас-Саффарини в некоторых своих словах
И быть может, он сделал это подлизываясь к ним, потому что в наши дни их большинство, и власть у них – наряду с тем, что некоторые поздние ханбалиты вошли в некоторые ашаритские убеждения»
Источник: «Ад Дурар ас-Сания», 1/365
Сказал шейх Абдуллах Абу Бутейн также:
تقسيم أهل السنة إلى ثلاث فرق فيه نظر؛ فالحق الذي لا ريب فيه أن أهل السنة فرقة واحدة، وهي الفرقة الناجية التي بينها النبي صلى الله عليه وسلم حين سئل عنها بقوله: "هي الجماعة"، وفي رواية: "من كان على مثل ما أنا عليه اليوم وأصحابي"، أو "من كان على ما أنا عليه وأصحابي". قال: وبهذا عرف أنهم المجتمعون على ما كان عليه النبي صلى الله عليه وسلم وأصحابه ولا يكونون سوى فرقة واحدة. قال: والمؤلف نفسه يرحمه الله لما ذكر في المقدمة هذا الحديث، قال في النظم:وليس هذا النص جزمًا يعتبر ... في فرقة إلا على أهل الأثر يعني بذلك: الأثرية. وبهذا عرف أن أهل السنة والجماعة هم فرقة واحدة الأثرية والله أعلم
«Разделение сторонников Сунны на три группы – в нем проблема!
Истина, в которой нет сомнения – что ахлю Сунна лишь одна группа – и это спасенная группа о которой сказал Пророк: «Они – аль джамаа», и сказал: «Те, кто на том на чем я сегодня и мои сподвижники»
И поэтому становится понятным, что ахлю Сунна обьединились вокруг того, на чём Пророк и сподвижники, и они могут быть лишь одной группой
И сам ас-Саффарини, да помилует его Аллах – когда упомянул в предисловии этот хадис, сказал в стихе: «И этот хадис твердо можно опустить лишь только на сторонников хадиса»
Поэтому становится ясным, что ахлю-Сунна уаль джамаа – лишь одна группа, и это сторонники хадиса»
Источник: «Хашия аля лявами аль анвар», стр. 73
Сказал шейх Абу Джа’фар аль Хулейфи:
هذا الكلام باطل ظاهر البطلان غير أن كثيرين يذكرونه ويحتجون به ويتناسون حقيقة هامة أن السفاريني نفسه في الكتاب نفسه نقل كلاماً كثيراً يقتضي الحكم على الأشاعرة والماتردية بأنهم جهمية مخالفون للكتاب والسنة والإجماع وهذا تناقض منه ، ويبين المأزق العظيم الذي وقع فيه المحتجون بكلامه الباطل
«Эти слова ас-Саффарини ложные, чья ложность крайне очевидна! Однако многие упоминают их и аргументируют ими, забывая важную вещь – что сам ас-Саффарини в этой же книге где сказал это, передал множество слов ученых которые означают хукм на ашаритов и матуридитов о том, что они джахмиты, противоречащие Корану, Сунне и иджма.
И это ясная путаница и противоречие самому себе со стороны ас-Саффарини!»
Затем шейх аль-Хулейфи привёл слова ас-Саффарини из этой же книги, где он говорит что ашариты хуже мутазилитов в разделе Корана,
- где он приводит асары о куфре тех кто отрицает Голос Аллаха
- слова ас-Саффарини о том что убеждения аль-Ашари в вопросе предопределения – убеждение джахмитов
- как ас-Саффарини передает слова Ибн Теймии о том что убеждения ашаритов в вопросе Имана – убеждение джахмитов, признавая их
- и слова ас-Саффарини, где он приводит слова Ибн Теймии о том, что Возвышенность Аллаха предельно ясна из Корана и Сунны, и что говорящий, что Аллах не внутри мира и не снаружи и не на Троне – джахмит, и сказал ас-Саффарини после их приведения:
وَهَذَا كَلَامٌ مَتِينٌ لَا مَخْلَصَ لِأَحَدٍ عَنْهُ
«И эти слова прекрасные, от которых никто не сможет отбиться»
- Слова ас-Саффарини, где он говорит:
وقال السفاريني في لوامعه :" قُلْتُ: لَيْسَ شَيْخُ الْإِسْلَامِ بِأَوَّلَ مَنْ نَسَبَ النَّافِينَ لِلتَّعْطِيلِ، فَهَذَا أَبُو مُحَمَّدٍ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ سَعِيدِ بْنِ كِلَابٍ، هُوَ الَّذِي تَبِعَ طَرِيقَتَهُ أَبُو الْحَسَنُ الْأَشْعَرِيُّ، وَإِنْ خَالَفَهُ فِي بَعْضِ الْأَشْيَاءِ، إِلَّا إِنَّهُ عَلَى نَهْجِهِ فِي إِثْبَاتِ الصِّفَاتِ الْفَوْقِيَّةِ وَعُلُوِّ اللَّهِ عَلَى عَرْشِهِ، قَالَ ابْنُ كِلَابٍ فِي كُتُبِهِ: أُخْرِجُ مِنَ الْأَثَرِ وَالنَّظَرِ مَنْ قَالَ إِنَّهُ سُبْحَانَهُ لَا دَاخِلَ الْعَالَمِ " وَلَا خَارِجَهُ "."
«Шейх уль Ислам Ибн Теймия не первый, кто приписал отрицателей Сыфатов к безбожию (та’тылю)
Вот например Абдуллах Ибн Саид Ибн Кулляб, и он тот за кем последовал Абу аль Хасан аль Ашари, хоть и в ряде вопросов разногласил с ним – однако он на его пути в утверждении Качества Возвышенности на Троне. Сказал Ибн Кулляб: «Я вывожу как из Сунны, так и из разума того, кто говорит что Аллах не внутри мира, и не снаружи»
Затем сказал шейх аль Хулейфи приведя всё это:
وبهذا يتبين تناقض السفاريني في عده الأشاعرة من أهل السنة
«И таким образом, разьясняется путаница ас-Саффарини, и противоречие его самому себе, в том что он посчитал ашаритов из ахли Сунна»
Источник: http://alkulify.blogspot.com/2015/09/blog-post_16.html
2. Намёки на тафвид смысла Качеств
Известно, что все виды джахмитов единогласны, что внешний смысл Качеств Аллаха не имеется ввиду, и что эти тексты не указывают на Качества
Затем они разногласят на две дороги
1. Люди искажения – это те, кто выбирают для этих текстов конкретный переносный смысл и говорят например: «Под Рукой имеется ввиду милость», «Под Истива на Трон – овладение им», и т.д.
2. Люди тафвида (наведения невежества) – те, кто не выбирают переносный смысл, наряду с твердым заявлением что внешний смысл этих текстов не имеется ввиду
И ас-Саффарини во многих местах своих книг использовал выражения, указывающие на тафвид – вместе с тем, что также во многих местах этих же книг либо прямо говорил о заблуждении людей тафвида, либо же говорил такими словами о смыслах Качеств, которые его напрямую отрицают!
К примеру, сказал ас-Саффарини:
وَأَهْلُ التَّجْهِيلِ) هُمُ الَّذِينَ يَقُولُونَ: إِنَّ الرَّسُولَ لَمْ يَعْرِفْ مَعَانِيَ مَا أُنْزِلَ عَلَيْهِ مِنْ آيَاتِ الصِّفَاتِ، وَلَا جِبْرِيلُ يَعْرِفُ مَعَانِيَ الْآيَاتِ، وَلَا السَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ عَرَفُوا ذَلِكَ، وَكَذَلِكَ قَوْلُهُمْ فِي أَحَادِيثِ الصِّفَاتِ، وَأَنَّ الرَّسُولَ تَكَلَّمَ بِكَلَامٍ لَا يَعْرِفُ مَعْنَاهُ، وَهَذَا قَوْلُ كَثِيرٍ مِنَ الْمُنْتَسِبِينَ إِلَى السُّنَّةِ وَاتِّبَاعِ السَّلَفِ، فَيَقُولُونَ فِي آيَاتِ الصِّفَاتِ وَأَحَادِيثِهَا: لَا يَعْلَمُ مَعْرِفَتَهَا إِلَّا اللَّهُ، وَيَسْتَدِلُّونَ بِقَوْلِهِ - تَعَالَى: {وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ} [آل عمران: 7]
"Еще одна группа заблудших людей в вопросе Сыфатов - это "ахлю-таджхиль" - люди наводящие невежество. Это те, кто говорит: "Посланник Аллаха не знал смысла ниспосланных ему аятов Сыфатов, и также Джибриль не знал, и также первые предшественники не знали этот смысл!"
Также они говорят и про хадисы Сыфатов: "Пророк говорил слова, и не знал их смысл".
И это слово многих приписывающих себя к Сунне и следованию саляфам, они говорят: "Аяты Сыфатов и хадисы Сыфатов - не имеет знание о них никто, кроме Аллаха".
И они аргументируют на это словами Аллаха: "Их тауиль не знает никто кроме Аллаха"
Источник: "Ляуами аль анвар аль бахия", 1/117
Наряду что сам в этой и других книгах говорит про тексты о Качествах Аллаха, что они муташабих, навевающие мысли об уподоблении, смысл которых не знает никто, кроме Аллаха (см. «Ляуами аль Анвар», 1/95, 1/105, и др)!!
И кто хочет разбираться как такое возможно и как это совместить – волен это делать и анализировать эти удивительные вещи, нам же достаточно слов саляфов нашей Уммы и ее имамов, и нет нужды в согласии таких как ас-Саффарини или их несогласии, и цель здесь показать, что ашариты и мазхабисты заявляющие о его имамстве, великой степени понимания и исследования вопросов (с целью протолкнуть его взгляды касательно введения ашаритов и матуридитов в ахли-Сунна, а также ложные слова насчет мазхабности и вопросов вероубеждений, и порочение недждийского призыва) – лгут, и воздвигли в великие имамы человека, который путался в акыде
Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман:
تبين أه هذا ليس هو مذهب السلف وإنه من القول عليهم بلا علم ولا برهان وذكر ابن تيمية في العقل والنقل أن قول أهل التفويض شر أقوال أهل البدع والإلحاد
«Слова ас-Саффарини, о том что саляфы молчали об этом и делали тафвид Качеств Аллаху – разьяснилось, что абсолютно не мазхаб саляфов, и что это слова без довода и знания.. и упомянул Ибн Теймия в книге «Разум и Шариат», что слово муфаввидов – худшее из слов людей нововведения и безбожия»
Источник: «Хашияту лявами аль анвар», стр. 96
3. Использование путей доказательств мутакаллимов, и их терминов, и их нововведенных отрицаний и выражений
- Во многих местах своих книг ас-Саффарини заявляет, что Аллах не тело, не акциденция, не явление, и так далее (см. «Лявами аль Анвар», 1/181, и др.)
И мы уже обьяснили путь саляфов в этом разделе и привели многочисленные их слова, включая слова имама Ахмада, с порицанием таких выражений, в отдельной статье
http://sunnaonline.com/firki/ashariti/1570-2017-05-03-09-01-20
- Также, использует ас-Саффарини путь мутакаллимов в доказывании сотворенности мира, и мы уже обьяснили его сущность и привели слова саляфов и имамов и их иджма на его ложность и что это – основа убеждений джахмитов http://sunnaonline.com/firki/ashariti/1562-2016-10-20-09-50-58
Спросили шейха Сада Ибн Хамда Ибн Атика о словах ас-Саффарини: «Наш Господь не Тело, и не акциденция, и не явление, пречист Он», и он ответил:
إطلاق لفظ الجوهر والعرض والجسم على الرب سبحانه وتعالى إثباتا أو نفيا ليس من عبارات السلف الصالح المقتدى بهم، في باب أسماء الرب سبحانه وتعالى وصفاته، ومثل ذلك لفظ: الجهة والحيز، وغير ذلك من الألفاظ المجملة التي تحتمل حقا وباطلا، لا يوجد شيء من ذلك في كلام السلف الصالح؛ ومن نسب ذلك وما شابهه إلى السلف، فهو مخطئ في ذلك، لأن الطريقة المعلومة من السلف الصالح، والجادة المسلوكة المعتبرة عندهم في باب أسماء الرب تعالى وصفاته، أنهم لا يتكلمون في ذلك إلا بما تكلم الله به، أو تكلم به رسوله، كما قال الإمام أحمد رحمه الله: لا يوصف الله إلا بما وصف به نفسه، أو وصفه به رسوله صلى الله عليه وسلم، لا يتجاوز القرآن والحديث ولفظ: الجوهر، والعرض، والجسم، فيما يتعلق بذات الرب سبحانه وتعالى، وأسمائه، وصفاته، إثباتا أو نفيا، سجية مذمومة، وقد نص جماعة من أهل السنة على أن إطلاق مثل هذه الألفاظ في هذا الباب أمر مبتدع، وكلام مخترع، لا يجوز للمنتسب إلى السنة إطلاقه على الرب سبحانه وتعالى، إثباتا أو نفيا; ولا يجوز نسبته إلى السلف الصالح
«Употребление слов «акциденция», «явления», «тело» касательно Господа утверждая это или же отрицая – не относится к выражениям саляфов за которыми следуют люди в разделе Имен и Качеств Аллаха
И также подобно этому – слова сторона, «аль-хайз», и тому подобные неясные слова которые могут в себе нести как ложь, так и истину.
Ничего этого нет в выражениях праведных предшественников, и кто приписывает это и подобное этому саляфов – тот ошибается в этом – ведь известный путь саляфов в этом разделе, и прямая дорога которую они считают единственно верной – говорить касательно Имен Аллаха и Его Качеств лишь так, как говорил сам Аллах и Его Посланник, и не выходить из Корана и хадиса.
А слова «акциденция», «тело», «явление» касательно Сущности Аллаха, Его Имен и Качеств – отрицая это или утверждая – порочная черта, и прямо сказали многие сторонники Сунны что употребление таких слов в этом разделе – нововведение и привнесенные слова, и не разрешено тому кто себя приписывает к Сунне – употреблять их касательно Аллаха утверждая или отрицая, и не разрешено приписывать это саляфам»
Источник: «Ад Дурар ас-Сания», 3/361
Сказал шей х Абдур-Рахман Ибн Косим аль Ханбали, составитель «Фатава» Ибн Теймии и «Ад Дурар-Ас Сания» имамов Неджда:
والمصنف –عفا الله عنه- ذكر في شرحه: أن مذهب السلف عدم الخوض في هذا وتفويض علمه إلى الله، وهذا من شر أقوال البدع.. وصرح المصنف – عفا الله عنه – في شرحه بأن مراده بعلم التوحيد هنا: التمييز بين الجواهر والأجسام والأعراض، والواجب، والممكن، والممتنع، وغيرها، وليس هذا من التوحيد في شيء، ولا مذهبا لأهل السنة والجماعة. وإدخال المصنف – عفا الله عنه – هذا ونحوه في عقائدهم، وهلة عظيمة، لم يذكره أحد من السلف، لا أحمد ولا غيره، ولا حكاه أحد المحققين في عقائدهم، وإنما هو طريقة المتكلمة، والمناطقة، الذين بنوا أصول دينهم على مقتضى عقولهم، وما خالفه من الكتاب والسنة أولوه وحرفوه.
«Ас-Саффарини да простит его Аллах, упомянул в своём шархе, что мазхаб саляфов – не погружение в это, и тавфид знания о Качествах Аллаху, и это худшее из слов нововведенцев..
И сказал в своем шархе, что имеется ввиду под знанием Единобожия – знание о различии между телами, акциденциями, являениями, возможным, обязательным, и невозможным. И это не имеет никакого отношения к Таухиду, и к мазхабу Ахли Сунна уаль Джамаа.. и то что автор ввел рассуждения о телах и тому подобном в акыду саляфов – величайшая ошибка, и не упоминал такое ни один из саляфов – ни Ахмад, ни другие, и не передавал это ни один из мухаккыков что они были на такой акыде, это лишь путь мутакаллимов и логиков, которые построили основы их религии на том что говорят их разумы, а противоречащие этому Коран и Сунну исказили»
Источник: «Хашия ад дурра», 14, 24, 148
4. Приведение выдуманных шубухатов нововведенцев про хадис о Нисхождении (Ан Нузуль)
Сказал шейх Абдуллах Абу Бутейн, в комментарии к словам ас-Саффарини про хадис о Нисхождении:
عجبا من المصنف كيف أورد شبه المعطلة ولم يجب عنه وقد قال عبدالرحمن بن قاسم بن منده هذا حديث موضوع
«Берет удивление от автора! Как же он привёл шубухаты отрицателей, и не ответил на них. Сказал Абдур Рахман Ибн Касим Ибн Мандах про хадис которым они аргументируют: «Это вымышленный хадис»
Источник: «Хашия аля лявами аль анвар», стр. 249
5. Мазхаб джахмитов в вопросах предопределения и отрицания мудрости Аллаха
Заявил ас-Саффарини, что Аллах теоретически может наказать праведников, и наградить грешников, заявив:
ثُمَّ أَشَارَ فِي النَّظْمِ إِلَى مَسْأَلَةٍ عَظِيمَةٍ مَبْنِيَّةٍ عَلَى أَنَّ أَفْعَالَ الْبَارِي لَا تُعَلَّلُ، فَقَالَ: وَجَازَ لِلْمَوْلَى يُعَذِّبُ الْوَرَى ... مِنْ غَيْرِمَا ذَنْبٍ وَلَا جُرْمٍ جَرَى.. .. فَيَجُوزُ عَلَيْهِ – تَعَالَى – عَقْلًا أَنْ يُثِيبَ الْعَاصِيَ، وَأَنْ يُعَاقِبَ الطَّائِعَ
«Затем, я в стихе указал на великий вопрос, построенный на том, что поступки Аллаха не имеют причин, и сказал: «И разрешено, что Аллах может наказать творения без всякого греха и преступления с их стороны».. И разрешено со стороны разума, что Аллах накажет праведника, и наградит грешника»
Источник: «Лявами аль Анвар», 1/320,326
Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман:
اعلم وفقك الله أن هذا الكلام الذي قاله الناظم، والشارح يخالف ما قاله المحققون من أهل العلم، بل هو من كلام أهل البدع الذين قابلوا باطلا بباطل المخالفين لأئمة السلف رضوان الله تعالى عليهم
«Знай, что слова которые сказал ас-Саффарини и также автор шарха – противоречат тому на чем ученые-мухаккики, более того, это слова нововведенцев которые одному ложному убеждению противопоставили другое – противореча словам имамов-саляфов, да будет доволен ими Аллах»
Источник: «Танбих завиль альбаб ас-салима», стр. 66
Сказал шейх Мухаммад Ибн Ибрахим, первый муфтий Саудии (Фатава, 1/201):
الأَمر كما ذكر في كثير من الوجوه. أَما في بعض الوجوه فلا، فانه دخلها من عقائد الأَشعرية ما دخلها، دخلت عليه كما دخلت على غيره
"Что касается книги ас-Саффарини "Ад Дурра"- то она действительно описывает убеждение саляфов во многих вопросах, однако в части вопросов - нет, и зашло туда из ашаритских убеждений многое – как зашло и к другим, помимо ас-Саффарини!"
Сказал шейх Абдуллах Абу Бутейн:
لو ترك ذلك لكان أولى لأن ذلك مخالف لما عليه محققو اهل السنه ولما دلت عنيه ظواهر الكتاب والسنة موافق لما عليه الاشعرية من أن الله سبحانه أن يعذب المطيـع ويثيب العاصى ..وهو مبني على نفي حكمة الله في أفعال وشرعه ولسنا بصدد التعرض لرد هذا القول لظهور بطلانه عقلا وشرعا وفطرة
«Если бы он оставил эти слова – было бы первее, ведь это противоречит тому на чем ученые мухаккики из ахлю Сунна, и тому на что указывают внешний смыслы Корана и Сунны, и соглашается с тем на чём ашариты – что Аллах может наказать подчиняющегося, и наградить ослушника.. И мы тут не собираемся подробно опровергать это слово, по причине очевидности его ложности со стороны разума, Шариата, и естества»
Источник: «Хашия аля лявами аль анвар», стр. 320
Однако удивительно, что ас-Саффарини снова опроверг себя, дальше в шархе этих бейтов сначала утвердив то что в них и обьяснив значение этого, упомянул что это также мнение ашаритов, и упомянул, что Ибн Теймия и Ибн аль Каййим и другие ученые не были довольны этим, и сказал:
وَمَذْهَبُ سَلَفِ الْأَئِمَّةِ عَلَى مَا حَكَاهُ شَيْخُ الْإِسْلَامِ ابْنُ تَيْمِيَّةَ فِي شَرْحِ الْأَصْفَهَانِيَّةِ، وَأَنَّهُ الْقَوْلُ الْوَسَطُ الْجَامِعُ لِلْحَقِّ الْمُوَافِقُ لِصَحِيحِ الْمَنْقُولِ، وَصَرِيحِ الْمَعْقُولِ
«И мазхаб имамов-саляфов – это то что передал шейх уль Ислам Ибн Теймия в шархе на «Асфаханию», и что именно это срединное слово, обьединяющее в себе ясные доводы разума и достоверные тексты Шариата»
Источник: «Лявами аль Анвар», 1/328
И кто хочет понимать мотивы ас-Саффарини в таком стиле преподавания акыды – утверждать в основном матне заблудшие слова, чтобы затем в шархе опровергать самого себя – пусть ломает голову над этим, нам же остается лишь восхвалять Аллаха что уберег от такого подхода
6. Порочение шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба и его призыва
У него есть слова в порочение призыва шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, и обвинении его в такфире мусульман и пролитии их крови, и в том что он запрещает делать таклид имамам, и обязывает таклидом себе, и обвиняет в куфре тех кто не следует ему в его «заблуждении» (см. «Аль Аджвиба ан Надждия», стр. 128)
Заключение
И в общем, у него еще много ошибок и отклоняемых слов – и к сожалению, этот человек при всей своей начитанности и ознакомленности, не следовал прямым салафитским путем, и колебался туда и сюда.
И кто предлагает оставить четкие позиции саляфов нашей Уммы и ее поздних имамов мухаккиков, таких как Ибн Теймия и ему подобных, и следовать за людьми подобными ас-Саффарини, которые не знают в чем убеждены – тот променял истину на ложь
И многие из них делают рекламируют его с корыстной целью – распространить его ошибки и порицаемые мнения среди мусульман, навязать заблудшие убеждения как тафвид, терпимость к ашаритам и матуридитам, фанатичный мазхабизм, и так далее
Так остерегайся же тех, кто опирается на него, оставляя слова праведных предшественников и ученых известных твердыми саляфитскими позициями – эти люди либо не до конца разбираются в акыде, либо имеют скверные цели
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров