Вход пользователя
10 Ноября 2011
Понимание хадиса: "Кто скажет своему брату: "О кафир..", то это вернется на одного из них"
Вопрос: Каково понимание хадиса – "Кто скажет своему брату: "О кафир..", то это вернется на одного из них?
Ответ. Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Во-первых: Этот хадис достоверный, его передали аль-Бухари, Муслим, и другие имамы
Во вторых: Этот хадис – строгое предостережение от такфира муслима не по праву, и указание на взвешенность и осторожность в этом
Однако, в связи с распространенным в наше время неправильным пониманием этого хадиса, важно сделать ряд важных пояснений:
1. Данный хадис не должен побуждать отстраняться от шариатского обоснованного такфира, под предлогом опасения впасть в такфир муслима, ровно как и тексты, предостерегающие от риба, не должна по причине их оставляться торговля, и не должен оставляться джихад по причине текстов угрозы тем, кто причиняет вред защищенным душам на своем джихаде, и так далее.
Однако, подобные тексты побуждают нас к взвешенности и осторожности в этом, и отсутствию поспешностей и крайностей.
А кто из-за текстов угрозы связанных с ошибкой, оставляет узаконенные деяния – тот несчастный невежда, не понявший смысл текстов и их истинное место применения.
2. Данный хадис не понимается на его внешнем неограниченном смысле – а именно, что если один мусульманин сказал другому, что он кафир, то кто-то из этих двух непременно без исключений станет кафиром – по иджма ученых.
Сказал имам Ибн Абдуль Барр аль-Андалуси: "Подобных этому – множество асаров, которые пришли со словами устрашения. И они – не на своем очевидном смысле у людей истины и знания, по причине основ, которые отталкивают их (внешний смысл), из Корана и Сунны, вокруг которых единогласны, и также достоверных со стороны иснада асаров" см. "Ат-Тамхид", 15-17
Сказал имам Ан-Навави: "Этот хадис из тех, которые посчитали некоторые ученые из проблемных текстов, поскольку их очевидный смысл не подразумевается. И это потому, что мазхаб людей истины в том, что не становится муслим кафиром по причине грехов, как убийство, прелюбодеяние, и также если скажет брату: "О, кафир!", без того, чтобы быть убежденным в ложности религии Ислам" см. "Шарх Сахих Муслим", 1-153
Сказал имам Ибн Батталь: "Единогласны мусульмане, что тот кто обвинил муслима в куфре, не убивается за это" см. "Шарх Сахих аль-Бухари", 9-290
А ведь если бы он вышел из Ислама изза этого, то он бы убивался как вероотступник!
Поэтому, согласившись на том, что этот хадис нужно либо истолковать, либо ограничить, ученые разделились, на много мнений, о том, как именно правильно понимается этот хадис.
1. Некоторые ученые оставили его на внешнем смысле, а именно – выходе из Ислама, но обусловили условиями
а) Одни из них, сказали, что кафиром станет тот, кто назовет муслима кафиром просто так, зная что он муслим, без ошибочного толкования (тауиля). Кто же назовет муслима кафиром и ошибется в этом, но это будет по причине ошибочного толкования, то он не впадает в грех и тем более в куфр.
И это – мнение имама аль-Бухари, который привел этот хадис в разделе, который назвал: "О том, кто назовет своего брата кафиром без та'уиля (ошибочного толкования)" см. "Сахих аль-Бухари"
Затем аль-Бухари назвал следующий раздел и сказал: "Раздел: о том, кто не считает что делается такфир тому, кто сказал это (назвал муслима кафиром) по та'уилю или джахлю.
И сказал Умар ибн Аль-Хаттаб Хатыбу ибн Аби Бальта, что он мунафик. И сказал Пророк: "Откуда тебе знать, ведь может быть, Аллах увидел людей Бадра, и сказал им: "Я простил вам".
Рассказал нам Мухаммад Ибн Абада, что рассказал ему Язид, что рассказал ему Амру ибн Динар, что рассказал ему Джабир ибн АбдуЛлах, что Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, молился вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а затем возвращался к своему племени, и читал с ними намаз, и читал в намазе суру "аль-Бакара". И вышел один человек из молитвы, и прочитал короткую молитву отдельно, и узнал об этом Муаз, и сказал, что он мунафик. И узнал об этом этот человек, и пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: "О Посланник Аллаха, мы люди, которые зарабатывают своими руками, и пьем с наших верблюдов, и Муаз читал с нами молитву, и читал аль-Бакару, и я вышел из молитвы, и он заявил, что я мунафик". И сказал Пророк, мир ему и милость Аллаха: "О Муаз, ты что, смутьян?!" и трижды повторил это, затем сказал: "Читай "Аш-Шамс", "Аль-А'ля", и подобные этим суры" См. "Сахих аль-Бухари", 19/63-64
Таким образом, имам аль-Бухари аргументировал двумя этими хадисами на то, что тот, кто назовет муслима кафиром, по причине ошибочного толкования, или невежества, не становится кафиром, поскольку Пророк не велел Муазу и Умару обновить Ислам, когда они назвали мунафиками тех, кто ими не являлся.
Сказал имам Ибн аль-Каййим к истории о Хатыбе ибн Аби Бальта: "В ней доказательство на то, что если человек приписал муслима к лицемерию или куфру, по причине ошибочного толкования (тауиль), или гневаясь ради Аллаха и Его Посланика и Его религии, а не по причине страстей, или для удовольствия, то он не становится кафиром по причине этого, и даже не несет греха по причине этого, однако вознаграждается по своему нияту и намерению. И это в отличие от людей страстей и новшеств, ведь истинно, они называют мусульман кафирами и бидаатчиками по причине противоречия их страстям и убеждениям, и сами они первее к куфру и бида, чем те, кому они делают такфир и табди'" см. "Зад аль-маад", 3-423
Сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в шархе похожего на историю Хатыба хадиса: "Тот, кто (ошибочно) отнес того, кто выявляет Ислам, к лицемерию, и подобному этому, по причине довода, который он посчитал убедительным, не становится кафиром по причине этого, и не впадает в фиск, однако оправдывается по та'уилю (ошибочному толкованию)" см. "Фатх аль-Бари", 3-423
Сказал шейх уль Ислам Теймия аргументируя к этим хадисам: "Если муслим имел ошибочное толкование в сражении, или такфире, то не выносится ему за это такфир", и затем привел историю Хатыба, аргументируя ей. См. "Маджмууль фатауа", 3-283
б) Другие, как Малик, сказали, что это частный хадис о хариджитах
Сказал Ибн Абдуль Барр: "Сказал Малик, когда у него спросили об этом хадисе: "Я считаю, что это о хариджитах" см. "Ат-Тамхид", 15-17
И это мнение как сказали ученые слабое, потому что хариджиты у большинства ученых не являются кафирами, к тому же хадис общий. См. "Фатх аль-Бари", 17-199
в) Другие сказали, что это о тех, кто будет считать дозволенным называние муслима кафиром
Сказал имам Ибн Хаджар, упомянув это мнение: "Это далеко от контекста сообшения" см. "Фатх аль-бари", 17-199
2. Другие ученые сказали же, что это вообще не понимается на внешнем смысле
а) Некоторые ученые сказали, что возвращается на сказавшего такфир, а не куфр, то есть, как будто бы Пророк, мир ему, сказал ему: "Назвав верующего, такого же как и ты, кафиром, ты как будто бы обозвал кафиром себя самого".
И это слово многих имамов, авторов шархов к сборникам хадисов. См. "Шарх Сахих Муслим", 1-153, "Фатх аль-Бари", 17-199
б) Некоторые ученые сказали, что это значит, что такфир мусульманам может привести к настоящему куфру
См. "Сыянату сахих Муслим", 235. И это известно, что большое количество грехов в конечном итоге может привести человека к куфру, да упасет Аллах.
в) Другие сказали, что это указание предостережения и устрашения от такфира, а возвращается к сказавшему грех его слова
Сказал имам Ибн Абдуль Барр об этом хадисе: "Смысл в нем, у людей фикха и асара, ахли-Сунна уаль джамаа – предостережение от такфира муслимом своего брата по причине греха, или толкования, которое не выводит его из Ислама по единогласному мнению" см. "Ат-Тамхид", 17-14
И также сказал имам аль-Куртуби, имам Ибн Кудама, Ибн Дакык аль-Ид, и многие другие уляма.
И это (слово второй группы ученых) более верное, а именно, о том, что сказавший муслиму "кафир", даже без та'уиля, не является кафиром, но несет на себе отвратительный грех этого поступка.
Ведь те ученые, которые сказали, что назвавший муслима кафиром без та'уиля, становится кафиром, мотивировали это тем, что он назвал Ислам этого мусульманина куфром, что является куфром.
Однако, опроверг это имам Абу Бутейн, сказав: "Прокритиковал один из ученых эту мотивировку, и это их слово: "Он назвал Ислам куфром", и сказал: "Этот смысл не понимается из слова сказавшего, и он не подразумевает это! Однако подразумеваемое, и смысл его слова: "Ты не на религии Ислам, которая является истиной, а ты лишь кафир, и твоя религия – не Ислам, а я – на религии Ислам". И это то, что он подразумевает (говоря муслиму что он кафир), вне всякого сомнения! Поскольку он лишь описал куфром какую-то личность, а не религию Ислам, и отрицал этим то, что этот человек находится на религии Ислам. И не впадает в куфр по причине этого слова, а лишь наказывается за это мерзкое ругательство уместным образом. И вытекает, согласно тому, что сказали сторонники этого мнения, что тот, кто скажет поклоняющемуся "О фасик!" – стал кафиром, поскольку он назвал поклонение фиском. И я не думаю, что кто-то скажет подобное!" см. "Ад-Дурар", 13-361
И также доводом на полное отведение хадиса от внешнего смысла, является хадис: "Обвинение верующего в неверии – как его убийство" (Аль-Бухари, 5587)
И Пророк, мир ему, уподобил такфир верующего в грехе и запретности его убийству, и предельно известно в языке арабов и их красноречии, что уподобленное всегда является меньше того, чему уподобили, поэтому такфир верующего является меньше убийства, а убийство не является куфром само по себе по единогласному мнению, даже если оно сделано без та'уиля, однако признавая в сердце его запретность. И такфир, который будет меньшим, чем убийство, тем более не будет выводить из Ислама, все равно, будь он вынесен по та'уилю, или без. И разница будет только в том, что тот, кто вынес такфир без тауиля, является фасиком, заслуживающим наказания, тот же, кто вынес такфир муслиму, основываясь на доводах, и ошибся, не становится ни кафиром, ни фасиком.
Тот же, кто вынес такфир исконному кафиру, или явному муртадду – поступил совершенно верно, и получает награду, инша Аллах.
Что же касается понимания этого хадиса на внешнем, абсолютном, неограниченном смысле, то это очень далекое понимание, противоречащее мазхабу ахли-Сунна, и ясным хадисам и доводам. Более того, призыв к этому мнению является явным нечестием на земле – ведь запуганные предостережением от необоснованного такфира мусульмане доходят до того, чтоб бояться вынести такфир явным муртаддам, либо исконным кафирам, типа христиан и иудеев, из-за опаски стать кафирам самими.
И это является порицаемой крайностью в понимании текстов, крайностью мурджиитов, которая лежит на другом фланге от крайности такфиристов и хариджитов, которые выносят такфир мусульманам не имея доводов, и не учитывая условий и препятствий. Ахли-Сунна же – всегда посередине между двумя заблуждениями, и они остерегаются необоснованного такфира, но выносят обязательный и шариатски узаконенный такфир.
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров.
Использованные источники:
1. "Ат-Тамхид", Ибн Абдуль Барр
2. "Фатх аль-бари", Ибн Хаджар аль-Аскалани
3. "Шарх Сахих Муслим", Ан Навави
4. "Аль-Истизкар", Ибн Абдуль Барр
5. Работа шейха Коида выложенная на форуме Ахлюль Хадис
6. "Ад-Дурар", ученые недждийского призыва
7. "Маджмууль фатауа", Ибн Теймия
8. "Зад аль-Маад", Ибн аль-Каййим аль-Джаузия
9. "Сахих", аль-Бухари