Вход пользователя
29 Июля 2011
Работа, подробно раскрывающая ахкамы, правила и условия сватовства.
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Это краткая работа об ахкамах сватовства, дающая общее ознакомление с этими положениями, которая была составлена по основе прекрасной книги шейха Абу Малика Камаля ибн Саида Салима, которая называется "Сахих Фикх ас-Сунна уа адиллятуху уа таудых мазахиб аль-аимма". Мы перевели этот раздел из книги шейха, с некоторыми правками и сокращениями, и также добавили в некоторых местах слова признанных ученых.
Сватовство (аль-хытба) — это испрашивание женщины для брака. И если на него отвечено, то не считается это заключенным никахом, и женщина остается посторонней для сватающегося до тех пор, пока не будет заключен никах. И сватовство — это преддверие к никаху. И не влечет оно за собой того, что влечет за собой никах, как это будет разъяснено дальше.
Аль-хытба, сватовство, не является условием достоверности никаха. И если был заключен никах без него, то он достоверен. Оно в преимущественном большинстве случаев является лишь средством к никаху. И у большинства оно является дозволенным, по причине слов Всевышнего Аллаха: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах – Прощающий, Выдержанный.» (2:235)
И у шафиитов главное слово в мазхабе — это его желательность, по причине того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посватался к Аише и к Хафсе. И это за исключением тех случаев, когда есть к данной женщине какое-то препятствия из препятствий никаха или других факторов. В таком случае не разрешено к ней сватовство.
1) Основа в том, что обращаются за сватовством женщины к ее опекуну.
И передается от Урвы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Абу Бакру со сватовством относительно Аишы. И Абу Бакр сказал ему: «Ведь я твой брат!» И Пророк ответил: «Ты мой брат в религии Аллаха и Его Книге, а она мне дозволена». Аль-Бухари, 5081
2) Разрешено обращаться за сватовством взрослой женщины к ней самой.
И это по причине хадиса Умм Салямы, да будет доволен ей Аллах, в котором она сказала: «Когда умер Абу Саляма, послал ко мне Пророк Хатыба ибн Аби Бальта засватать меня». Передал Муслим, 6/81
Сказал имам Аш-Шаукани: "В этом хадисе далиль на то, что к взрослой бывшей замужем женщине сватаются к ней самой" см. "Нейлюль автар", 6-164, см. также "Матолиб ули ан-нуха", 5-25
Однако отсюда не понимается ложно, что никях заключается без уали, и уали (опекун) является условием действительности любого никяха.
3) Желательно для опекуна предлагать свою подопечную праведным людям.
На это много доказательств из Корана и Сунны. Сказал праведный старик Мусе: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих на условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять лет, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников». (28:27)
Также пришло в Сахихе аль-Бухари, что Умар ибн аль-Хаттаб, когда повзрослела его дочь Хафса, предложил ее Усману, затем Абу Бакру, затем засватал ее Посланник Аллаха. Аль-Бухари, 5122
И в других хадисах также пришло подобное.
4) Узаконено для женщины предложить себя праведному мужчине, чтобы он взял ее своей женой.
На это указывает Сунна.
Передается от Анаса, что он сказал: «Пришла женщина к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и предложила ему себя. И сказала: «Посланник Аллаха, есть ли у тебя во мне нужда?» И сказала дочь Анаса: «Как же она не стеснительна и какой же это позор!» И ответил ей Анас: «Она лучше, чем ты. Хотела стать женой Пророка и предложила ему себя». Передал аль-Бухари, 5120, ан-Насаи, 6/78, и другие
Назвал имам Аль-Бухари раздел, где привел этот хадис: "Предложение женщины себя для праведного мужчины" см. "Сахих аль-Бухари"
Сказал Бадруддин аль-Айни: "В этом – далиль на дозволенность для женщины предлагать себя праведному мужчине, и рассказать ему о ее желании (выйти замуж) за него, по причине его праведности и достоинства, или по причине его знания и благородства, или по причине какого-то из его религиозных качеств. И в этом далиль на то, что нет никакого позора на ней за это, однако это указывает на ее достоинство!" см. "Умдатуль Кори", 29-283
Пришло от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что женщина предложила себя Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мужчина сказал ему: «Жени ее на мне»... и до конца хадиса. Передал аль-Бухари, 5126, Муслим, 1425.
1) Женщины, запретные для никаха, все равно, будь это вечный запрет (как матери, молочные сестры и т.п.) или временный (как вторая сестра, если ты женат на первой, или женщина, которая в данный момент замужем за другим человеком, и т. д.) И это потому, что сватовство — это преддверие к никаху. И если никах с какой-то женщиной является запретным, то является запретным и сватовство.
2) Запрещено свататься к женщине в идда.
И хотя она входит в общем в число временно запретных женщин, однако в этом вопросе есть свои ахкамы и подробности. И отличается хукм сватовства к женщине в идда в зависимости от ее положения.
а) Если женщина ждет идда после смерти ее мужа.
В таком случае не разрешено мужчине прямо говорить ей о сватовстве, как например: «Я хочу взять тебя замуж», или «Когда истечет твоя идда, я возьму тебя замуж». И ученые единогласны в запретности этого. Однако разрешено намекнуть ей о своем желании касательно этого, не выражаясь прямо.
«На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах – Прощающий, Выдержанный.» (2:235)
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Кто сделает подобное (то есть прямо скажет женщине, что хочет ее взять в жены по время идда) заслуживает наказание, которое удержит от этого его и ему подобных. И наказывается посватавшийся, и та, к кому посватались, оба, и выносится решение о запрете жениться ему на ней, наказывая его противоположным тому, к чему он стремился». Маджму аль-Фатауа, 8/32.
Что же касается разрешенного в этом случае, то это ат-та'рид (намек). И это слова, которые подходят для указания как на сватовство, так и на другое. Но из них все же больше понимается именно то, что имеется ввиду, а не другое.
Примером этому служит то, как истолковал Ибн Аббас этот аят, сказав: «Как например если скажет: «Я думаю о браке и хотел бы, чтобы мне было облегчено с праведной женщиной». Предал аль-Бухари, 5/124.
б) Если женщина находится в идда после возвратного толяка (например, после первого или второго толяка)
И такой женщине нельзя ни прямо говорить о сватовстве, ни намекать ей в течение ее идда, поскольку в течение ее идда от такого вида толяка она все еще фактически является его женой. Поскольку ее муж вправе в любой момент, не спрашивая ее, вернуть ее в брак. И назвал Всевышний Аллах женщину в идда от такого толяка женой, сказав: «Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях. Таково назидание тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и чище для вас. Аллах знает, а вы не знаете.» (2:232)
И запрещено в таком случае говорить ей даже намеком, и на этом ученые единогласны. (см. "Нихаятуль мухтадж", 6-18, "Аль-Икна", 2-76)
в) Если она ждет идда после окончательного развода.
Не разрешено прямо говорить такой женщине о сватовстве по единогласному мнению. Затем ученые разногласят, дозволено ли намекать ей об этом, на два мнения.
Первое мнение: Разрешено намекнуть ей. И это мазхаб большинства ученых — маликитов, шафиитов (в том, что более сильно в их мазхабе) и ханбалитов. И их доводы следующие:
1. Обобщенность слов Всевышнего Аллаха: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах – Прощающий, Выдержанный.» (2:235)
2. Хадис Фатимы бинт Кейс о том, что Пророк сказал ей, когда развел ее муж триджды: «Пережди идда у Ибн Умм Мактума, воистину он слепой человек..., а когда идда закончится, уведоми меня». Муслим, 1480
Сказал ан-Навави: «В этом хадисе дозволенность намека о сватовстве женщине, разведенной окончательным разводом. И это правильное мнение у нас» см. "Шарх Сахих Муслим", 10-97
3. То, что это женщина, которая не может вернуться к своему бывшему мужу. Точно также как и не может вернуться та, которая ждет идда после смерти мужа. И они одинаковы в этом смысле, в отличие от той, которая ждет идда после толяка, когда муж может ее вернуть.
Второе мнение у ученых: не разрешено намекнуть ей. И это мазхаб ханафитов и более слабое слово в мазхабе шафиитов. Их доводы:
1. То, что аят, разрешивший намекнуть о сватовстве, был ниспослан касательно женщины, которая ждет идда после смерти мужа. Не разрешено распространять его на других женщин, ждущих идда.
2. То, что это может обидеть ее бывшего мужа и привести к враждебности.
И намного более правильным мнением является разрешенность этого по причине хадиса Фатимы бинт Кейс.
г) Если она ждет идда после недействительного никаха или разрыва никаха.
Как например если она ждет идда после лиана, или вероотступничества мужа, или после зина и т. п.
И пришло большинство ученых, как маликиты, шафииты, ханбалиты и большинство ханафитов, к разрешенности намека ей о сватовстве по причине обобщенности аята и по аналогии с трижды разведенной, и потому что право мужа на нее кончилось.
Если мужчина посватался к женщине в период ее идда ясными словами, затем заключил с ней никах после истечения ее идда, то на нем грех, но никах будет действительным. Если же мужчина сделал с ней никах, когда еще не истекла ее идда, то брак не действительном. И брак действителен в первом случае потому, что сватовство не является условием достоверности никаха. И не портится никах, даже если оно случилось неправильным образом. И это мазхаб большинства ученых.
Если мужчина женился на женщине, когда еще не истек срок ее идда, то никах не действителен, и они расходятся. И ей надлежит выждать идда сначала от первого мужа, а затем от второго, если они уединились. И ее махр принадлежит ей в случае, если она не знала о хукме этого. Если же она знала о том, что не разрешен брак в такой ситуации, то у правителя мусульман есть право как оставить ей ее махр, так и изъять его в казну мусульман в качестве наказания.
Передается от Саида ибн Мусеййиба, Сулеймана ибн Ясара то, что Тулейха была женой Рашида ас-Сакафи, и он развел ее окончательным разводом, и она вышла замуж, когда еще не истек срок идда. И ударил ее Умар ибн аль-Хаттаб, и ударил ее мужа и разлучил их, и затем сказал: «Любая женщина, которая заключила никах в период ее идда, то если ее новый муж не вошел к ней, то они разлучаются, затем она выжидает остаток идда от ее первого мужа, а затем ее новый муж является сватающимся из числа сватающихся. Если же он вошел к ней, то они разлучаются, затем она ждет остаток идда от первого мужа, затем ждем идда от второго, и затем этот второй никогда не женится на ней».
И сказал Саид ибн Мусеййиб передав этот асар: «И ей остается ее махр за то, что он вступил с ней в связь». Передал Бейхакы, 7/441, и Абдур-Раззак, 10539, и хадис достоверный
И в этом вопросе — разрешено ли ее новому мужу посвататься к ней после истечения идда или нет — имеется разногласие среди ученых. И помимо Умара, о запрещенности этого сказали Малик, Лейс ибн Сад и аль-Аузаи.
Среди тех же, кто сказал о разрешенности, сподвижник Али ибн Аби Толиб.
Сказал табиин Ато: «Пришли к Али ибн Аби Толибу, да будет доволен им Аллах, с таким случаем. И он приказал разлучить их и приказал ей выждать идда от первого мужа, затем отдельно выждать идда от второго, и затем, когда истекла ее идда, у нее есть выбор — если хочет, то выйдет замуж за второго мужа, если нет — то нет». Передал аш-Шафии в аль-Умм, 5/233, и аль-Бейхакы, 7/441, и Абдур-Раззак, 10532.
И более правильным является слово Али, да будет доволен им Аллах, поскольку основа — дозволенность посвататься к любой дозволенной женщине и по причине отсутствия доказательства на хукм Умара, да будет доволен им Аллах. И вполне возможно он посудил об этом для наказания и устрашения.
Однако если он женился на ней в идда зная о запретности, то будет уместно правителю мусульман запретить ему жениться на ней в качестве наказания, действуя против того, к чему он стремился.
Если мусульманин уже посватался к какой-то женщине, то не разрешено другим перебивать сватовство своего брата.
Передатеся от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И пусть не сватается человек во время сватовства своего брата до тех пор, пока он не женится или не оставит». Аль-Бухари, 5143, Муслим, 1414
Также от Ибн Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть же не сватается человек во время сватовства своего брата, до тех пор, пока не оставит сватовство посватавшийся до него или не разрешит ему».Бухари, 5142, Муслим, 1412
И это предостережение указывает не на нежелательность, а на запрет у подавляющего числа ученых, из числа имамов четырех мазхабов и других ученых, поскольку это предостережение от причинения вреда мусульманину, а это запрещено. И также по той причине, что это приводит к вражде и злости и причинению обид мусульманину и приводит к восхвалению себя и руганию других и сплетням о них.
Что же касается того, когда именно становится запретным перебивать сватовство другого мусульманина, то более правильным мнением является то, что сам факт сватовства со стороны другого мусульманина делает запретным другому свататься к этой женщине, если он знает о сватовстве того мусульманина. И не разрешено ему свататься к ней в таком случае, кроме как если он знает недовольство этой женщины и ее опекуна первым посватавшимся, или разрешил ему первый посватавшийся, или отказался он от сватовства.
И это мазхаб Абу Мухаммада Ибн Хазма, выбор имама аш-Шаукани и других ученых.
И исключением из этого является случай, когда первым посватавшимся к праведной мусульманке является фасик, и у праведного мусульманина больше прав, чем у такого, и нет запретности у такого фасика. См. "Хашиятуль Адави", 5-103. И это мазхаб маликитов, и некоторых других ученых. Сказал Ибн аль-Косим, ученик имама Малика и большой ученый мазхаба: "Запрет касается только не нечестивца. Что же касается нечестивца, то разрешено перебивать его сватовство". см. "Шарх аз-Заркани", 3-162
И сказал Коды аль-Ияд: "И не стоит даже разногласить в этом!" см. "Шарх аз-Заркани", 3-162
Сказал Хафиз Ибн Хаджар: "Эти слова Ибн аль-Косима касаются того случая, когда та, к которой сватаются, является благочестивой (скромной), и фасик будет неравным ей (в религии), и его сватовство в таком случае будет равно его отсутствию" см. "Фатхуль бари", 9-200
Однако призываем братьев не делать кому-то тафсик, опираясь на свои страсти и желание посвататься к той или иной женщине.
В этом вопросе есть разногласие среди ученых, и более правильно, что такой человек впадает в грех и ослушание, однако никах действителен. И это мазхаб большинства ученых, Абу Ханифы, аш-Шафии, и один из риваятов от Ахмада и Малика. И это потому, что как уже предшествовало, сватовство не является ни частью договора никаха, ни условием его достоверности. Поэтому достоверен никах, даже если сватовство было осуществлено неправильным образом.
Если просят совета у человека касательно сватающегося или той, к кому сватаются, то он обязан быть правдивым, даже если придется упомянуть их недостатки. И это не будет из запретной гыйба, если его намерение при этом — это насыха и предостережение, а не причинение обид. И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Фатиме бинт Кейс, когда она обратилась за советом к нему: «Что касается Муавии, то у него нет денег, что касается Абу Джахма, то он бьет женщин, поэтому выходи замуж за Усаму Ибн Зейда» Муслим, 1840
Сказал имам аль-Куртуби в шархе хадиса: "В этом хадисе то, что доказывает на разрешенность упоминания недостатков сватающегося, или того, с кем предстоит работать, или того, чье слово или фетву нужно принимать. И это не считается гыйба, или клеветой, если упоминается не со стороны принижения его и приписывания ему недостатка, однако со стороны рассказа (о существующем недостатке), и выполнения насыха, и отдачи амана, как делали это люди хадиса и другие" см. "Аль-Муфхим", 14-102
Согласилось большинство людей знания на том, что тот, кто хочет взять в жены какую-то женщину, разрешено ему посмотреть на нее. И на это указывают следующие доказательства.
1. Слова Всевышнего Аллаха: «Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью.» (33:52)
И красота женщины не известна кроме как если увидеть ее.
2. Хадис Абу Хурейры, что он сказал: «Я был у Посланника Аллаха, и пришел к нему мужчина и рассказал ему, что он посватался к женщине из Ансаров. И сказал ему Посланник Аллаха: «Ты посмотрел на нее?» Он сказал: «Нет». Пророк сказал: «Иди и посмотри на нее, потому что в глазах ансаров есть что-то» Передал Муслим, 1424, Ан-Насаи, 6-69
(смысл этого в том, что они маленькие, как сказали ученые, см. "Шарх сахих Муслим", 9-210)
3. Хадис Джабира, что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Если посватался кто-либо из вас к женщине, и он может посмотреть в ней на что-нибудь, что притягивает его к никяху с ней, то пусть сделает это». Передал Абу Дауд, 2082, Ахмад, 3/360, Хаким, 2/165, аль-Бейхакы, 7/84.
4. Хадис Сахля ибн Сада, что он сказал: «Пришла женщина к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О Посланник Аллаха, я пришла к тебе, чтобы предложить себя тебе». И посмотрел на нее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и посмотрел на нее сверху вниз, затем опустил голову и замолчал..» и до конца хадиса. Передал аль-Бухари, 5126, Муслим, 1425
5. Хадис Мугиры ибн Шу'бы, что он посватался к женщине, и Пророк сказал ему: «Посмотри на неё, истинно, так будет ближе к тому, чтобы между вами были любовь и согласие» Передал Ат-Тирмизи, 3087, и шейх аль-Альбани назвал достоверным
И мудрость в узаконенности этого в том, чтобы успокоилась его душа в решении жениться на ней, и видение жены перед браком во многих случаях ведет к продолжительности совместной жизни, в отличие от того, если посватавшийся не видел ее вплоть до заключения никяха, ведь воистину, он может неожиданно обнаружить то, что ему не подходит или не нравится, и такой брак не продлится долго.
В то же время, если кто то заключил никях без того чтобы увидеть невесту, то его никях достоверен, поскольку видение невесты не является условием достоверности никяха см. «Маджмууль фатауа», 29-355
Нет разногласия у людей знания, говорящих о разрешенности взгляда на невесту, в разрешенности взгляда на лицо и кисти рук. См. "Аль-Мугни", 6-552
Затем разногласят ученые, можно ли смотреть только на лицо и кисти рук, или на что либо иное, на несколько мнений.
1. Нельзя смотреть ни на что, кроме лица и кистей рук
И это слово большинства ученых: маликитов, шафиитов, и одно из мнений у ханбалитов. Сказали они: это потому, что лицо включает в себя все красоты и является местом, куда падает взгляд, и оно указывает на красоту, а кисти рук указывают на телосложение, и также потому, что они показываются обыкновенно, и не разрешено смотреть на то, что не показывается обыкновенно
2. Разрешено смотреть на то, что показывается обычно (перед махрамами), как например шея, руки и ноги.
И это главное слово в ханбалитском мазхабе. И их доказательства следующие:
- они говорят, что Пророк разрешил смотреть на женщину так, что она не знает, из этого ясно, что разрешено смотреть на то, что показывается у нее обыкновенно, а это данные части тела, которые ей дозволено показывать перед махрамами. И слова Пророка "Посмотри на то что притягивает тебя к ней" не включают в себя лишь лицо и кисти рук.
- также сторонники этого мнения аргументируют асаром, в котором сказал Абу Джафар аль-Бакир, что Умар, когда сватался к дочери Али, посмотрел ее голени. (Абдур-Раззак, 6-163, Саид Ибн Мансур, 521)
И данный асар хоть в нем и есть небольшая слабость, поскольку Абу Джафар аль-Бакир не застал ни Али, ни тем более Умара. Али умер в 40 году хиджры, а Абу Джафар родился в 57 году хиджры не говоря уже о том, когда он повзрослел и созрел - однако очень вероятно что он услышал это от одного из членов семьи Али, и Абу Джа'фар бы специалистом по сообщениям семейства Али, поэтому это подкрепляет данное мнение.
Пришло большинство ученых к тому, что не обуславливается согласие сватаемой или ее разрешение, или разрешение ее вали, для того, чтобы сватающийся посмотрел ее, поскольку это разрешил законодатель, и также сообщения о разрешенности смотреть на нее, не являются обусловленными разрешением кого либо, как например в сообщении от Джабира: «Я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Если посватался кто-либо из вас к женщине, и он может посмотреть в ней на что-нибудь, что притягивает его к никяху с ней, то пусть сделает это». И сказал после этого Джабир: «И когда я сватался к одной девушке, я спрятался, чтобы посмотреть на нее, пока не увидел то, что меня побудило к никяху с ней, и взял ее в жены» Передал Абу Дауд, 2082, Ахмад, 3/360, Хаким, 2/165, аль-Бейхакы, 7/84, хадис хороший.
И пришло в другом хадисе от Абу Хумейда ас-Саиди, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему, сказал: «Когда сватается кто-то из вас к женщине, то не будет ничего плохого, если он посмотрит на нее, если он будет смотреть на нее только для сватовства на ней, даже если она и не знает!" Передал Ахмад, 23603, и Ат-Тахави, 4279,
И сказали даже некоторые факихи, что отсутствие уведомления ее предпочтительней, поскольку женщина может украситься тем, что изменит ее обычный облик, и потеряется цель от просмотра ее.
И пришли маликиты к тому, что обязательно уведомить женщину или ее уали о том, что собираешься посмотреть на нее, иначе это откроет дорогу фасикам подсматривать за женщинами и заявлять, что они хотят на них жениться.
Однако слово большинства более правильно, поскольку на это прямо указали шариатские тексты. А Аллах знает лучше.
Разрешено сватающемуся несколько раз посмотреть на невесту, если он нуждается в этом, чтобы еще раз обдумать ее красоту, и чтобы разьяснился ему ее внешний вид, чтобы он не сожалел после никяха, ведь во многих случаях не достигается цель с первого взгляда. Однако, необходимо обусловить это мерой нужды в том, чтобы убедиться в том, что она внешне подходит и приемлема для него. И если он ограничился одним разом, или двумя, или больше – и понял, что она подходит ему, запретно (харам) ему смотреть на нее после этого еще, поскольку этот взгляд разрешен по причине нужды и обусловлен ее наличием, и женщина по прежнему остается для него посторонней до тех пор, пока они не заключат никах.
И поэтому, не должны постоянно повторяться маджлисы сватающегося и невесты, как это случается в наши дни, когда сватающийся посещает невесту чуть ли не каждый день, и сидит с ней целыми часами, ощупывая ее взглядом, в то время как уже давно он понял, что она подходит ему, и он повторяет это не для того, чтобы убедиться в том что она ему подходит, однако превзонося ее и наслажаясь ее красотой!! Нет сомнений, что это не разрешено, поскольку она – посторонняя ему.
Если после просмотра невеста не понравилась ему, то не надо говорить ей или ее семье: "Она некрасивая", или "Она не нравится мне", потому что это причинение обид! Достаточно промолчать или дать понять, что не будешь продолжать сватовство.
Сказал Ан-Навави: "Если он посмотрел на нее, и она не понравилась ему, то пусть молчит, и не говорит: "Я не хочу такую!", потому что это причинение обид" см. "Роудату ат-толибин", 7-21
Разрешается посмотреть на фотографию невесты, будь это фото или видео, по причине вхождения в обобщенность доказательств, призыващих к взгляду на то, что призывает к никяху на этой женщине.
Однако нужно уточнить, что не разрешено то, что делают некоторые братья в наши дни, рассматривая чуть ли не часами на различных сайтах типа "вконтакте" фото мусульманок, поскольку у них нет намерения посвататься к этой конкретной сестре.
Взгляд невесты на жениха
Хукм взгляда невесты на жениха такой же, как и хукм взгляда жениха на невесту, поскольку как она может не понравиться ему, так и он может не понравиться ей, и ей даже нужнее это, поскольку он если будет не доволен ей, сможет тут же дать ей развод, в отличие от неё.
Сказал Умар аль-Ашкар: "И можно сказать: Воистину, Законодатель не посоветовал женщине смотреть на жениха, поскольку мужчины видны и открыты в исламском обществе, и не скрываются от глаз, как скрываются женщины. Поэтому женщина, если захочет, может посмотреть на мужчину с легкостью, если он посватается к ней.
И разногласят люди знания касательно границ того, на что может смотреть невеста, и правильно, что если ее взгляд упадет на что-либо большее, чем лицо и кисти рук, это не запрещено, и аурат мужчины это то что между пупком и коленями" см. "Ахкам аз-зауадж", 60
Не разрешено уеденинение жениха с невестой, для того чтобы он посмотрел на нее наедине, или с другой целью.
Сказал Ибн Кудама: "Не разрешено ему уединяться с ней, поскольку это запретно (так как она посторонняя ему). И не пришел Шариат ни с чем, кроме разрешенности взгляда, и остается уединение на запрете. И также, по причине того, что нет безопасности от происхождения запретного, если они уединятся. И воистину, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не уединяются мужчина и женщина, кроме как третий с ними шайтан" см. "Аль-Мугни", 15-69
Что же касается того, что жених и невеста должны общаться, вместе ходить на свидания, ездить в путешествия, и так далее, чтобы получше познакомиться друг с другом, до свадьбы, то это не имеет ничего общего с Исламом и истиной, и противоречит ему со всех сторон, не являяесь ничем иным, как приукрашением шайтана и уподоблением мушрикам с кафирского Запада.
Не разрешено жениху и невесте трогать друг друга, пожимать друг другу руку, и как либо касаться друг друга, даже если есть безопасность от страсти по их мнению, поскольку это является запрещенным.
Сказал Пророк: "Чтобы голову кого либо из вас пронзили железной иглой лучше, чем прикасаться к женщине, которая ему не разрешена" Передал Ат-Табарани, 20-211
И поэтому Посланник Аллаха не прикасался к женщинам даже во время присяги довольства, ограничившись словесной присягой, и сказав: "Воистину, я не пожимаю руки женщинам" (Ан-Насаи, 4181, Ат-Тирмизи, 1597, Ахмад, 6-357, и другие, шейх Альбани назвал достоверным)
Разрешено сватающемуся – если он нуждается в этом – говорить с невестой, либо чтобы познакомиться с ее голосом, либо чтобы узнать ее мнение касательно какого-то вопроса, важного в совместной жизни. И она также может говорить с ним, с условием соблюдения шариатских правил, и чтобы были слова по мере нужды, и не больше, и без проявления чувственности в словах. Сказал Всевышний: "Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом" (Аль-Ахзаб, 32)
И также доказывает разрешенность разговора Слова Всевышнего Аллаха: "Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу" (аль-Ахзаб, 53)
Спросили шейха Ибн База: "Разрешено ли мне разговаривать с девушкой, к которой я посватался, и каково ваше наставление жениху и невесте?"
Шейх ответил: "Да, нет проблем, в разговоре с невестой по телефону. И разрешено напрямую, но напрямую - если это в присутствии ее махрама, или другого, таким образом, что не будет в этом подозрения, и не будет в этом уединения, и если будет разговор для пользы брака – то нет проблем в этом. Что же касается того, если разговор будет вести к порицаемому, или к прелюбодеянию, то не разрешено это! Однако если это будет для пользы брака, и не будет при этом уединения (в одном месте), а будет издалека по телефону либо же в присутствии ее отца или брата или мамы, и тому подобное, то нет проблем в этом" см. http://www.binbaz.org.sa/mat/19558
Сватовство, даже если случилось согласие сторон на это, не является договором, а является лишь преддверием и обещанием к договору никяха. Поэтому любая из сторон может отказаться от сватовства до заключения договора никяха, если увидит в этом пользу или обоснованную причину.
Сказал имам Ибн Кудама: "Не является нежелательным для уали вернуться от своего согласия, если он увидел в этом пользу для своей подопечной" см. "Аль-Мугни", 15-182
И сказал также: "И не является нежелательным также и для нее вернуться от своего согласия, если ей неприятен сватающийся, поскольку договор никяха (который произойдет, если она не откажется до него) – договор на всю жизнь, и ей нужно быть предосторожной за себя, и думать о своем счастье" см. "Аль-Мугни", 15-82
Что же касается отказа от согласия, достигнутого после сватовства, без всякой причины, то это нежелательно, по причине того, что в этом противоречие обещанию. См. "Аль-Мугни", 15-82