Вход пользователя
12 Ноября 2024
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Был ли Ибн Теймия философом?
Был ли Ибн Теймия философом?
Есть определенное направление (в основном последователи Султана аль умейри и тд) которые пытаются выставить Ибн Теймию не ученым и помощником школы людей хадиса, а философом из философов, просто со своей собственной разработанной теорией подобной другим теориям, и аргументируют для этого этим текстом, и еще одним подобным
Будет сказано им: что вы имеете ввиду под философией?
Если они скажут: мы имеем ввиду любой вид доводов разума, и среди доводов разума есть правильные, а есть ошибочные, соответственно есть философия правильная, а есть ошибочная
Будет отвечено: безусловно, среди доводов разума есть правильные, а есть неправильные, однако есть разница между доводами разума и понятием "философия"
Если бы любой, кто использует любые доводы разума, звался бы философом, то доводы разума использовал Пророк, мир ему, осмелитесь ли вы назвать его философом? Доводы разума использовал Ибн Аббас, Ибн Умар, были ли они философами? Были ли философами имам ад Дарими и имам Ахмад ибн Ханбаль, использовавшие доводы разума?
Вы прекрасно знаете, что между этими понятиями есть разница, что делает такое использование недопустимым.
Разница в том, что философия - это абстрактные размышления без условий и ограничений, то есть без следования откровению, пророчеству, саляфам, и так далее. Понятно что на практике философы те еще мукаллиды своим тагутам и тд, но речь о сути и основе философствования.
Человек же, который следует откровению, пророчеству, и саляфам - выходит из определения философа.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
فلم يؤمن هؤلاء بالأنبياء البتة هذا هو الذي يجب القطع به ولهذا يُذكرون معهم ذكر الجنس الخارج عن أتباعهم؛ فيقال: قالت الأنبياء، والفلاسفة، واتفقت الأنبياء، والفلاسفة؛ كما يُقال: المسلمون، واليهود، والنصارى
"И философы не уверовали в Пророков абсолютно, и это то, что следует категорично считать.
И поэтому, когда философов упоминают вместе с Пророками - их упоминают как вид, отдельный от последователей Пророков, и говорится: "Сказали философы и Пророки", "Согласились Пророки и философы", подобно тому как говорится: "Есть мусульмане, а есть христиане и иудеи" (т.е. мусульмане отдельное понятие от христиан и иудеев)
Источник: "ан Нубувват", 1/204
Также, шейх уль Ислам аннулирует и высмеивает многие ключевые для философов и логиков вещи, вроде отсутствия познания вещей кроме как через определения, разговоры об абстрактных сущностях, софистика вокруг ясных вещей, и так далее и тому подобное
О чем же говорит шейх уль Ислам в этом и других текстах?
Так как философы говорили о многих вещах, включая их слова в естественных науках, математике, физике, астрономии, также имели разные слова о Боге, например одни утверждали действия Бога по собственному выбору, а другие отрицали - то шейх уль Ислам говорит, что нельзя отвергать абсолютно все что они говорят и удостоверять все что говорят их оппоненты, поскольку они во первых говорят многие правильные вещи в естественных науках, во вторых, и касательно религиозных тем они не едины и где то могут сказать верные вещи - хоть это и слово и не будет построено на верной основе - следовании откровению
Более того шейх и в разногласиях философов и людей каляма может в отдельных моментах, где люди каляма сказали ложь противоречащую Корану, Сунне и словам саляфов - сказать что кто то из философов в этом ближе к истине чем они
Все это не является удостоверением основы философствования.