Вход пользователя
05 Мая 2013
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Опровержение тем, кто приписывает имаму Малику и Имаму аль-Аузаи тауиль Сыфатов
Перевод из книги шейха Адиля аль-Хамдана с нашими примечаниями
Сказал шейх Адиль аль-Хамдан, да укрепит его Аллах, в своей разрывающей муаттылей книге «Аль-Ихтиджадж билль асар ас-саляфия»:
«Второй пример тауиля, ложно приписываемого саляфам – то, что передано от аль-Аузаи (ум. 157 г.х.), и Малика Ибн Анаса (ум. 179 г.х.), да смилуется над ними обоими Аллах, о тауиле хадиса об атрибуте ан-Нузуль
Передал ан-Навави в своём шархе на «Сахих» Муслима, тауиль хадиса о Нузуле от них двоих, и сказал (см. «Шарх сахих муслим», 6/36): «И такой тауиль – мазхаб большинства мутакаллимов, и группы саляфов, и это передано от Малика и аль-Аузаи, что это истолковывается на подходящий смысл, в зависимости от места. И поэтому они истолковали этот хадис двумя тауилями – тауиль Малика Ибн Анаса, рахимахуЛлах, и других, они сказали – его смысл, что спускается Милость Аллаха и Его приказ и Его ангелы..» конец цитаты.
Я скажу: это недостоверно от аль-Аузаи, да смилуется над ним Аллах.
Сказал Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, в «Маджму аль-Фатауа», 5/409, разьясняя ложность приписывания этого слова: «Однако некоторые личности1 из тех, кто погружаются в порочные тауили, вцепились в некоторые слова, которые передаются от некоторых имамов, и являются либо ошибочными в приписывании им, либо искаженными – как уже предшествовало упоминание того, что некоторые личности истолковали слово переданное от аль-Аузаи, и других имамов саляф касательно «Ан-Нузуль», что они сказали: «Аллах делает, что пожелает». И эти личности истолковали это слово так, что имамы имел ввиду, будто бы ан-Нузуль – это сотворенное сделанное, отделённое от Аллаха, и что имамы имели ввиду этот смысл, а это далеко не так!»
И смотри также разьяснение этого вопроса в «Маджму аль-фатауа», 5/401
- Что же касается того, что передано от имама Малика, да смилуется над ним Аллах, то это то, что сказал Ибн Ади: «Рассказал нам Мухаммад Ибн Харун Ибн Хасан, что рассказал им Солих Ибн Аюб, что рассказал им Хабиб Ибн Аби Хабиб, что сказал ему Малик: «Нисходит лишь приказ нашего Господа, что же касается Его самого, то Он вечен и не нисходит»
См. «Ас-Сияр», 8/108
Эта передача не достоверна от Имама Малика, да смилуется над ним Аллах.
Отверг Яхья Ибн Букейр2, да смилуется над ним Аллах, эту передачу Хабиба, и сказал: «Пошёл он прочь, клянусь Аллахом, я не слышал такого от Малика!» см. «Ас-Сыфат» Ибн Мухибба.
- И сказал Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, в «Маджму аль-фатауа», 5/401: «И также упомянута эта передача от Малика. Она передана по пути через его писца, Хабиба Ибн Аби Хабиба, однако он – лжец по единогласию ученых хадиса, и ни один из них не принимает его передачи от Малика! И она передана по другому пути, который упомянул Ибн Абдуль Барр, и в ее иснаде есть тот, кто нам неизвестен3 »
- И сказал Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, говоря о том, что передано от Имама Малика, о тауиле атрибута «Ан-Нузуль». Он сказал: «У этой передачи есть два иснада. Первый из них: по пути Хабиба, писца Малика. И этот Хабиб (по арабски любимый) далеко не любимый! Однако он лжец и придумщик по единогласному мнению ученых аль-джарх уа ат-та’диль, и ни один из ученых не опирался на его передачу! Второй иснад: в нём есть неизвестный передатчик, чьё состояние не известено. И среди маликитов есть те, кто утвердил эту передачу, и из них есть те, кто не утвердил её, потому что известные ученики Малика ничего такого от него не передали» см. «Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля», 2/261
Я скажу: и из того, что разьясняет ложность этой передачи от Малика, да смилуется над ним Аллах – то, что пришло от него достоверно, об утверждении этого атрибута, и его прохождении так, как он пришёл – так же, как и остальные атрибуты.
Сказал Зухейр Ибн Аббад ар Раваси: «Все, кого я застал из числа шейхов – Малик Ибн Анас, Суфьян ас-Саури, Фудейль Ибн Ияд, Абдуллах Ибн Мубарак, Уаки Ибн Аль-Джаррах – говорили: «Нисхождение – истина!» см. «Усуль ас-Сунна» Ибн АБи Заманин, 341
Что же касается слова аз-Захаби в «Ас-Сияр», 8/105: “Тогда, в случае, если передача Хабиба достоверна, то у имама Малика будет два слова в этом вопросе» 4, то я скажу: она недостоверна, с чего она будет достоверна когда Хабиб лжёт на Малика? 5
И нет у имама Малика в этом вопросе ничего, кроме единственного слова, а это утверждение Ан-Нузуль на внешнем смысле, без тауиля, как уже предшествовали его слова: «Проходите эти тексты так, как они пришли»
Конец слов шейха Адиля аль-Хамдана
Источник: «Аль-Ихтиджадж биль асар ас-саляфия», 341-343
_____________________________________________________________________________________________________________________
1. Шейх уль Ислам имеет ввиду Коды аль-Ияда, см его слова в его шархе на «Сахих Муслим», 4/231
2. Большой хафиз, ученик Малика. Умер в 208 году хиджры.
3. Вот иснад этого пути у Ибн Абдуль Барра и других. Сказал Ибн Абдуль Барр:
مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيٍّ الْجَبَلِيُّ وَكَانَ مِنْ ثِقَاتِ الْمُسْلِمِينَ بِالْقَيْرَوَانِ قَالَ حَدَّثَنَا جَامِعُ بْنُ سَوَادَةَ بِمِصْرَ قَالَ حَدَّثَنَا مُطَرِّفٌ عَنْ مَالِكِ بْنِ أَنَسٍ
«Рассказал нам Мухаммад Ибн Али аль-Джабали, и он был из числа достоверных, рассказал он нам в Кайраване, что рассказал ему Джами Ибн Савада, в Мисре, что рассказал ему аль-Мутриф, от Малика Ибн Анаса..»
И сам Ибн Абдуль Барр указал на слабость этого в «Аль-Истизкар», 2/529, сказав:
وَلَوْ صَحَّ مَا رُوِيَ فِي ذَلِكَ عَنْ مَالِكٍ
«И если было бы достоверным то, что передано об этом от Малика..»
И частица لو у арабов – харфуль имтина’, т.е. понимается из этих слов что это недостоверно.
И это вне всякого сомнения так. Что касается цепочки Хабиба, то с ней всё ясно, что касается цепочки с которой передал Ибн Абдуль Барр, то в ней есть несколько слабых мест. Сказал шейх Фейсал аль-Джасим:
وهذا إسناد مظلم، فإن محمد بن علي الجبُّلي قال عنه الخطيب: (قيل إن كان رافضياً شديد الرفض) (2) اهـ.وأما جامع بن سوادة فمجهول، وقد روى له الدارقطني في غرائب مالك حديثاً ثم قال: (الحديث باطل، وجامع ضعيف) (3) اهـ.وقال عنه ابن الجوزي في الموضوعات بعد أن روى له حديث الجمع بين الزوجين: (هذا موضوع وجامع مجهول) (4)
«Это тёмный иснад! Истинно, Мухаммад Ибн Али аль-Джабали, сказал о нём Хатыб аль-Багдади: «Было сказано о нём,что он был крайним рафидитом!» см. «Тарих Багдад», 3/101
Что же касается Джами Ибн Савада, то он неизвестен, и передал от него ад-Даракутни в книге: «Странные вещи, передаваемые от Малика» один хадис, и сказал: «Это хадис – батыль, и Джами- слабый!» см. «Мизан аль-итидаль», 1/387
И сказал о нём Ибн аль-Джоузи в книге о выдуманных хадисах, после того как передал от него хадис об обьединении между супругами: «Это вымышлено! И Джами неизвестен!» см. «Аль-Кашф аль-Хасис», 83
Источник: «Аль-Ашаира», 267
И сказал аз-Захаби, приведя один из выдуманных хадисов переданных им:
فيه جامع بن سوادة -مجهول هو آفته
«В его иснаде Джами Ибн Савада, неизвестный, и это его выдумка»
Источник: «Тальхис аль-маудуат», 1/136, «Аль-Мугни фи Ад-Дуафа», 1/127
И предшествовало уже указание на слабость этого иснада от Ибн Теймии и Ибн аль-Каййима.
После всего этого, разве можно приписывать имаму Малику то, что передали два каззаба?! Неужели приверженцы своих страстей не побоятся Аллаха?!
4. Полные слова аз Захаби. Сказал он:
قلت: لا أعرف صالحا، وحبيب مشهور، والمحفوظ عن مالك رحمه الله رواية الوليد بن مسلم أنه سأله عن أحاديث الصفات، فقال: أمرها كما جاءت، بلا تفسير.فيكون الامام في ذلك قولان إن صحت رواية حبيب
«Я скажу: я не знаю Солиха, что касается Хабиба, то известно кто он. И достоверным от Малика является передача аль-Валида Ибн Муслима, что он спросил Малика про хадисы Сыфатов, и он сказал: проходите их, как они пришли, без истолковывания», Тогда, в случае, если передача Хабиба достоверна, то у имама Малика будет два слова в этом вопросе»
см. «Ас-Сияр», 8/105
5. Добавим еще слова имама Ибн Роджаба аль-Ханбали. Сказал имам Ибн Роджаб:
وقد تقدم عن مالك ، وفي صحته عنه نظر .
«И уже предшествовало подобное толкование от Малика, и в достоверности этого от него проблемы»
Источник: «Фатх аль Бари», 6/534